В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Спектакли, выставки, фестивали и концерты, которые подарил Архангельску 2018 год

Спектакли, выставки, фестивали и концерты, которые подарил Архангельску 2018 год

07.01.2019 12:00Мария АТРОЩЕНКО
Новые режиссёры и театральные формы, картины из Русского музея и знакомства с людьми вроде Антона Адасинского и Эмира Кустурицы — минувший культурный год есть за что помянуть добрым словом.

Спектакли

В 2018 году (начало которого пришлось на вторые половины прошлых сезонов) в репертуарах драматического и молодёжного театров Архангельска появилось по семь новых названий. 

В «архдраме» главной премьерой первого полугодие стало «Рождество по-итальянски» — полное домашнего уюта, неаполитанского темперамента и красивых массовых сцен с искусственным снегом. Также два спектакля — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Сказок нет» — выпустила «особая» театральная студия театра. Затем драмтеатр погрузился в поток «Родникового слова» — более 20 спектаклей со всей России.

Сцена из «Ревизора».Сцена из «Ревизора».

Первой премьерой осени стал «Ревизор». Комедия с элементами цирка, буффонады и нотками дьявольщины быстро полюбилась архангельскому зрителю. Столь же благосклонно публика приняла и непритязательный «сиквел» — «Случайное счастье милиционера Пешкина». Ярким завершением года стала новогодняя кампания, которая подарила театру и зрителю сразу две сказки — «Конька-горбунка» и «Сказку о царе Салтане». Дети и взрослые без ума от них!

В Архангельском молодёжном театре начали год с возвращения на сцену вечера памяти «Наш Высоцкий»: спектакль, знаковый для театра и для труппы, вернулся в репертуар под именем «Я к микрофону встал, как к образам». Затем произошло ещё одно возвращение (и омоложение): ровно через семь лет режиссёр Искандер Сакаев перепоставил «Ромео и Джульетту» с молодёжью Молодёжного в главных ролях. 

Сцена из спектакля «Братья Карамазовы».Сцена из спектакля «Братья Карамазовы».

Важнейшими театральными переживаниями весны стали «Братья Карамазовы» и «Чайка». Своих «Карамазовых» «любимец» Молодёжного Максим Соколов превратил в страдальческое, лихорадочное, очистительное посвящение сыну Достоевского Алёше, умершего в три года. А «Чайка» познакомила «пановцев» с новым постановщиком — обладателем приза фестиваля «Коляда-plays» за лучшую режиссуру Ильсуром Казакбаевым.

Сцена из одной третьей «Смерти Норвегова».Сцена из одной третьей «Смерти Норвегова».

Новый сезон в Молодёжном начался с шиком — театральным сериалом «Смерть Норвегова», состоящем, по сути, из трёх спектаклей. Это была беспрецедентная работа: параллельно над спектаклем трудились сразу три персоны — создатель мюзикла «Лёнка Пантелеев» Николай Дрейден, один из основателей театра АХЕ Павел Семченко и хореограф Полина Митряшина. Музыку к спектаклю и главную роль в нём сыграл петербургский актёр и композитор Сергей Азеев. С начала сезона театральный сериал сыграли только два раза: это лишь подчёркивает его уникальность, «штучность». Театральный сериал, который надо складывать, как пазл, подарил архангельскому зрителю ранее неизведанные переживания. 

Ещё одна знаковая премьера «пановцев» — спектакль «Вся жизнь впереди», которую по роману Эмиля Ажара поставил новый режиссёр для театра — лауреат премии для молодых «Прорыв» Илья Мощицкий, автор скандального «Холокост-кабаре». А завершился год в Молодёжном сказочным представлением «Ёлка из Листвии», которое также поставил новый для театра режиссёр — Олег Иванов из Челябинска.

В номинации «Свершилось!»-2018 уверенно побеждает театр кукол, который после трёх лет скитаний наконец вернулся в родные, но основательное перестроенные, стены. Жизнь в обновлённом театре сразу закипела: сначала отметили новоселье, потом сразу — 85-летие, да и премьеры не заставили себя ждать — «Звёздочка»«Любовь к трём апельсинам» и «Золушка».

Лаборатории

Локальным театральным трендом года стали режиссёрские лаборатории, инициированные региональным отделением СТД. 

Показ эскиза по «Трём сёстрам».Показ эскиза по «Трём сёстрам».

В июне в «архдраме» прошла экспериментальная лаборатория молодой режиссуры «Рыбный обоз», итогом которой стали эскизы по «Сиротливому Западу» Мартина МакДонаха, «Смерти Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина, «Холстомеру» Льва Толстого и «Трём сёстрам» Антона Чехова. 

Там же в августе зазвучало «Живое слово театра»: лаборатория по итогам конкурса инсценировок современной прозы открыла для архангельской сцены таких авторов как Алексей Варламов, Алексей Иванов, Захар Прилепин и Чингиз Айтматов. 

Мгновение лаборатории «Живое слово театра».Мгновение лаборатории «Живое слово театра».

В конце ноября в Молодёжном театре прошла другая самобытная лаборатория «Голоса из прошлого» — по современной драматургии на исторические темы. Её участниками стали не только молодые режиссёры, но и драматурги, переводящие российскую историю на язык драмы. Героями эскизов спектаклей, поставленных в сжатые сроки, стали выпускники Царскосельского лицея, Лев Толстой и Пётр Столпин. Кроме того, известный российский драматург Серьей Коковкин прочёл свою новую пьесу «Шквал», написанную специально для Молодёжного театра.

Показ эскиза в рамках лаборатории «Голоса из прошлого».Показ эскиза в рамках лаборатории «Голоса из прошлого».

Лаборатории стали для театров источником не только колоссального опыта, но и обновления репертуара. А теперь, когда театр кукол вернулся домой и зажил новой жизнью, почему бы не провести лабораторию для кукольников? Недавний юбилей показал, сколько у архангельского театра друзей и коллег в разных регионах России.

Барабанщик Олег Юданов на «Днях джаза».Барабанщик Олег Юданов на «Днях джаза».

Фестивали

В 2018-м Архангельск активно фестивалил: «Европейская весна» шокировала виршами Пахома, поражала VR-технологиями, влюбляла в себя харизмой Лёньки Пантелеева и трогала чистотой «Старосветских помещиков»Arkhangelsk blues festival собирал на одной сцене носителей живой блюзовой традиции и экспериментаторов; «Дни джаза» объединяли фьюжн, живопись и анимацию.

Новых фестивалей не родилось, но старые и проверенные работали на полную, приобретая всё большее влияние. Своеобразным мерилом значения фестиваля в культурной жизни Поморья стало то, каких гостей фестиваль притянул на Север. В основном это такие величины, знакомство с которыми равносильно столкновению с другой вселенной.

Антон Адасинский и его «Волчье танго».Антон Адасинский и его «Волчье танго».

Для XXIV фестиваля уличных театров, например, — это режиссёр, хореограф и создатель театра Derevo Антон Адасинский, а также основатели «Театро ди Капуа» — режиссёр Джулиано ди Капуа и актриса Илона Маркарова. Для театрального Архангельска их участие в фестивале может иметь отложенный эффект — новые постановки: так, Адасинский обсуждал с Виктором Пановым постановку уличного детского спектакля, а ди Капуа — спектакль то ли по Мольеру, то ли по Брехту.

Алиса Прудникова.Алиса Прудникова.

Для третьего Arctic Art Forum — это директор по региональному развитию музейно-выставочного объединения Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова, которая в конце года возглавила топ-50 самых влиятельных фигур в российском искусстве. И ещё много кто — основатель бренда FY: R Светлана Сальникова, со-куратор российского павильона Венецианской архитектурной биеннале Антон Кальгаев, — люди, которые осознают культурный потенциал Русского Севера и могут помочь его развить.

Игорь Угольников открывает кинофестиваль Arctic Open.Игорь Угольников открывает кинофестиваль Arctic Open.

Для Второго кинофестиваля стран Арктики Arctic Open — это такие важные представители российской и мировой киноиндустрии как Игорь Угольников, Алексей Агранович, Гунилла Брески, Дагур Кари Петурссон. Благодаря «заступничеству» таких персон, как Угольников, в Архангельской области может появиться кинокомиссия. А иностранцы, принявшие участие в фестивале, в частности, шведская документалистка Гунилла Брески, благодаря фестивалю, стали своеобразными добрыми посланцами России в мире. И, конечно, главное богатство фестиваля — это потрясающие фильмы (более полусотни!) и удивительные зрители, которые устраивали аншлаги на каждом кинопоказе.

Эмир Кустурица.Эмир Кустурица.

Для Большого пасхального фестиваля Поморской филармонии таким человеком стал Эмир Кустурица. Концерт, который обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского фестиваля дал совместно со своей фолк-панк-группой The No Smoking Orchestra стал одним из долгожданных событий года, который, между прочим, был посвящён музыке.

Кстати, о годе музыки. К его важным событиям можно также отнести архангельский концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Но, пожалуй, главным музыкальным событием непосредственно для Поморья стал триумф северного джаза — победа арт-квартета Тима Дорофеева в финале проекта «Квартет 4×4» телеканала «Культура».

Прекрасная гостья открытия выставки «Архангельское адмиралтейство».Прекрасная гостья открытия выставки «Архангельское адмиралтейство».

Выставки

Музейщикам и любителям ходить по музеям 2018 наверняка запомнится множеством интересных и знаковых экспозиций: от фантазий Никаса Сафронова до «Тайнописи» Салвадора Дали.

С помощью выставок отмечали юбилеи и круглые даты. Например, 325-летие государственного российского судостроения. Его активно отмечали в Северном морском музее. В частности, выставкой «Архангельское адмиралтейство», которая наглядно вписала вехи развития кораблестроения на Севере в историю России и мира. Также Севмормузей праздновал и 405-летие создания в Архангельске старейшей в России лоцманской службы — одноимённой экспозицией.

На выставке «Посвящение» Бориса Копылова.На выставке «Посвящение» Бориса Копылова.

С помощью выставок художники отмечали и более личные памятные даты: например, Дмитрий Трубин — 50-летие супруги и музы Татьяны, а Борис Копылов — 30-летию совместной жизни с женой Еленой.

Кроме того, выставки помогали налаживать контакты — международные и межмузейные. Так, экспозиция современного скульптора и художника Массимо Гьотти «Гуманность металла» способствовала укреплению связей с Италией.

Посетительницы выставки «Гуманность металла».Посетительницы выставки «Гуманность металла».

Выставка «Портрет семьи» стала первым за последние 10 лет результатом сотрудничества музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» с Русским музеем. А соцреалистическая экспозиция «Город солнца» — ещё одним этапом сотрудничества с государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».

А сейчас мы с нетерпением устремляемся в Год театра. Он уже наступил, его уже открыли — и официально, концертом, и неофициально, парадом Дедов Морозов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.