В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/10
Общество
В Северном морском музее показали, что общего у поморского коча и Шекспира, «Георгия Седова» и «Титаника»

В Северном морском музее показали, что общего у поморского коча и Шекспира, «Георгия Седова» и «Титаника»

16.12.2018 11:20Мария АТРОЩЕНКО
Новая выставка «Архангельское адмиралтейство» с элементами интерактива и мультимедиа открылась в Северном морском музее 15 декабря.

Ею Севмормузей завершает год 325-летия российского государственного судостроения.

— 325 лет для Архангельска — дата достаточно условная, — отметил директор музея Евгений Тенетов. — Здесь на Севере судостроением занимались более тысячи лет. А 325 лет исполнилось судостроению новоманерному, европейскому, тому, что запустил Пётр в России. И это петровское судостроение в каком-то смысле обрубило традицию поморских шитых судов, хотя карбасы шили до середины ХХ века и кое-где шьют до сих пор.

На выставке можно отбить склянку в рынду, научиться вязать морские узлы, примерить форму морского офицера и, главное, — в мельчайших подробностях рассмотреть модели разных типов судов — поморского коча, брига, фрегата, линейного корабля и ледокольных пароходов «Георий Седов», «Таймыр», «Александр Сибиряков» и грузового теплохода серии «Волгалес».

— Мы решили подойти к истории российского судостроения с инженерной точки зрения, с точки зрения дизайн-мышления, — рассказал Евгений Тенетов. — Что такое корабль? Как он выглядит, как и, в конце концов, чем он строился? Нам хотелось проследить определённую эволюцию: от коча до существующего и ходящего сегодня в составе СМП «Александра Сибирякова».

Директор музея приветствует гостей вместе с моделями агентства Ольги Стахеевой.Директор музея приветствует гостей вместе с моделями агентства Ольги Стахеевой.

Модели кораблей разных эпох единой эскадрой плывут по временной линии — от XVI до ХХ века. По правому борту — события российской истории, по левому — мировой. Мировую и российскую историю авторы выставки превратили в своеобразный фон для процесса развития судостроительной мысли. Точкой отсчёта сделали 1597 год — первое упоминание поморского коча. 

— В то время, когда по Белому морю ходили кочи, в Великобритании родился Шекспир, а в России — Иван Грозный, испанцы завоёвывали империи ацтеков, и шла эпоха Великих географических открытий, — пояснил Тенетов. — Или, например, спущен на воду «Георгий Седов», и в то же время строится «Титаник»! Разве не интересно узнать, какие суда по морю ходили, пока во Франции Бастилию брали?

Прекрасная гостья открытия. На модели — образ из коллекции «Белое море» модельера Ольги Стахеевой. Прекрасная гостья открытия. На модели — образ из коллекции «Белое море» модельера Ольги Стахеевой.

Увлекательно находить такие совпадения: XVII век — бриги, в Архангельске заканчивается строительство каменных Гостиных дворов, в Голландии происходит расцвет живописи, а англичане колонизируют Северную Америку. Провести параллели и узнать побольше о типах судов позволяет инфографика, которая транслируется на экране во всю стену.

Как рассказал автор выставки, научный сотрудник музея Александр Белов, все модели выполнены вручную. Их создавали судомоделисты со всей России — от Москвы до Феодосии. Львиная доля этих моделей была построена в конце 1980 — начале 1990-х годов: как раз тогда Северный морской музей закупил множество моделей. Самая молодая — копия «Георгия Седова» — была сделана в начале второго десятилетия нынешнего столетия. 

Автор выставки Александр Белов.Автор выставки Александр Белов.

— Мы, наверное, за один раз столько моделей никогда не выставляли, — отметил Александр Белов. — Причём модели у нас посажены по ватерлинии: по-моему, в Архангельске никто за таким экспонированием замечен не был.

Современные модели повторяют оригиналы практически точь-в-точь.

— Сейчас можно найти и чертежи, и архивы, и найти информацию в Интернете в сообществах судомоделистов, — пояснил Александр Белов. — Но модели позднего советского периода могут не на все 100 процентов соответствовать: не всё можно было найти в архивах, кое-где судомоделистам приходилось домысливать. С древними судами всё ещё сложнее. Поморы ведь особо не запаривались, строили на глазок, чертежей не чертили. Интересно, что в Голландии тоже чертежей не чертили: рубили суда топорами. И такое правильное типовое судостроение царь смог постичь уже только в Великобритании.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.