В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/20
Общество
Музей ИЗО погрузил архангелогородцев в фантазии и сны Никаса Сафронова

Музей ИЗО погрузил архангелогородцев в фантазии и сны Никаса Сафронова

04.02.2018 15:20Мария АТРОЩЕНКО
2 февраля в музее изобразительных искусств открылась выставка избранных работ Сафронова за более, чем 30-летнюю творческую жизнь.

В последний момент художник сдал билеты в столицу Севера: обострились давняя болезнь руки. Тем не менее, живописец и из Москвы послал знак внимания северянкам: каждой — белую розу. 

На выставочный променад архангелогородки пришли во всём блеске коктейльных платьев и иных нарядов. Кроме того, глаз сильной половины архангелогородцев, пришедших на вернисаж, радовала группа прелестниц в вечерних платьях — все, как на подбор, высокие, стройные — богини, одним словом.

Каждой из посетительниц выставки подарили цветы от художника.Каждой из посетительниц выставки подарили цветы от художника.

Гламура хватало и на картинах. Бывшего главного голливудского холостяка Джорджа Клуни Сафронов изобразил в античном стиле — в олимпийском лавровом венке. А в главной героине портрета «Воспоминания о готике, или дама с цветком» безошибочно угадывалась Моника Белуччи. 

Правда, некоторые портреты знаменитостей — Натали Портман, Дениса Мацуева, Жана Поля Бельмоно и других, — выполненные сангиной, вполне можно было бы встретить и на Арбате.

Наибольшее любопытство, изумление, а порой и недоумение посетителей выставки вызвали символические картины Сафронова. 

«Гармония космоса, или вселенская любовь».«Гармония космоса, или вселенская любовь».

Обнажённых героев живописного полотна «Гармония космоса, или вселенская любовь», «выплывающих» из-под орнамента с переплетающимися окружностями, можно было принять за Амура и Психею. Влюблённые не размыкают объятий и кажутся единым целым. Художник играет со слоями и перспективой: так из очертаний английского собора «вырастает» профиль юной девушки, а из закатного неба проступает пристальный женский взгляд.

Художника определённо можно назвать эстетом, а его творчество — искусствоцентричным. Многие полотна живописца возникли из впечатлений от созерцания произведений искусства и из воспоминаний о путешествиях. Так, надо полагать, родилась картина «Сон о Джоконде при посещении Тибета». Улыбка Моны Лизы столь же загадочна, как и на оригинальном полотне Да Винчи, хотя облачена незнакомка в некое подобие ненецкой малицы. С юношей, рождённым во Флоренции, художник обошёлся ещё более эксцентрично, изобразив вместо лица вид города на реке Арно. А у дамы в старинном платье из декольте и вовсе растёт букет цветов.

В этих постмодернистких картинах-воспоминаниях чувствуется, с одной стороны, восхищение Сафронова мастерами прошлых веков, а с другой стороны, наверное, простительное художнику любование самим собой — своими чувствами, которые произведения искусства вызвали в нём.

Самые курьёзные работы Сафронова относятся к анималистическому циклу. С любопытством и озорством ребёнка художник, не боясь удариться в китч, пририсовывает людям мордочки животных — кошек, собак или даже лемура. Так, на картине «Материнская любовь не знает границ» мама кошка играет с котёнком, у которого, однако, пухлые младенческие ножки — как у рафаэлевского херувима. Надо отдать должное чувству юмора автора: для этих картин он и названия придумывает с «перчинкой». Например, портрет человека-обезьяны в латах называется «Рыцарь без права на Хичкока». 

Полотна в стиле Dream vision.Полотна в стиле Dream vision.

Отдельное внимание в экспозиции уделено произведениям в авторском стиле Dream vision. Их отличает, в первую очередь, импрессионистская техника нанесения краски. На них Венеция с её мостами, гондолами и каналами видна как бы сквозь сладкую дымку, солнечное марево.

— С одной стороны, это вроде бы видение, а с другой — запечатлённый момент, — пояснила «Региону 29» куратор выставки, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музейного объединения Валерия Зиновьева. — Никас Сафронов достаточно фантазийный художник, и очень многое черпает из своих сновидений. Не удивительно, что один из его любимых художников — Сальвадор Дали — родоначальник сюрреализма. А ведь он, как известно, тоже считал сновидения главным источником направления мысли художника.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.