С 5 по 13 мая жителей Архангельска театрального (а наш город, по мнению жюри фестиваля, именно такой) ждут встречи с 15 театрами России.
Изначально программа фестиваля была ещё насыщеннее, но буквально накануне из неё выбыли зарубежные театры: так что не видать архангельской публике ни испанской «Каштанки», ни князя Мышкина, говорящего по-македонски. Зато не обошлось без приобретений: например, сыктывкарский академический театр драмы имени Савина специально для маленьких зрителей внепланово привезёт спектакль «Вождь краснокожих» по новелле О.Генри.
В этом году помимо основных призов на фестивале впервые будут вручены специальный диплом и денежная премия «Российской газеты». Но кому и по каким критериям — это член жюри, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты» Анжелика Гурская пока оставила в секрете.
Владимир Хрущёв, Анжелика Гурская, Галина Коваленко и Андрей Тимошенко.
Экспертный совет шестого фестиваля возглавила профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, театральный обозреватель «Независимой газеты», член редколлегии журнала «Современная драматургия» и Чеховской комиссии РАН Галина Коваленко.
Председатель экспертного рассказала, чего ждёт от фестиваля:
«Я приехала сегодня и вместе со всеми вами буду смотреть спектакли. И мне хочется верить, и я настраиваю себя на то, что я буду потрясена. Очень важно вот так приезжать на фестиваль — не с кривой физиономией, а с желанием посмотреть. Меня очень интересует ваш город».
Архангельск, по мнению Галины Коваленко, — город театральный.
— Такие театральные города, как Архангельск, я могу пересчитать по пальцам, — отметила критик. — Я особенно остро ощущаю, когда приезжаю в театральный город, когда я вижу определённых зрителей. Даже не вижу — слышу. Когда смотришь спектакль, слышишь, как зрители воспринимают. Я очень люблю ваш зал, который вначале мне не понравился. А теперь я привыкла. Там собираются зрители, которым в театре интересно.
Своей радостью от новой встречи с архангельским драмтеатром поделилась и московский театральный критик Ольга Игнатюк, которая работала и на четвёртом, и на пятом фестивалях. Она отметила стабильность труппы и то, что драмтеатр, как организатор «Родникового слова», всегда очень ярко выступает на фестивале: что с «Одним днём огромной страны» на четвёртом, что с «Чёрной курицей и подземными жителями» на пятом.
Ольга Игнатюк.
Ольга Игнатюк подметила невольную проблему фестиваля — что он носит имя Фёдора Абрамова, а хороших спектаклей по Абрамову на российской сцене днём с огнём не сыщешь. Хотя они всё же есть: так, режиссёра независимого театрального проекта «Крупный план» Владимира Кулагина, который в этом году привёз на фестиваль постановку «Печали и радости» по абрамовской прозе, критик назвала настоящим подвижником «родникового слова».
— Я с ним впервые познакомилась очень давно, в 2001 году, ещё в Ярославле, когда он показывал свой знаменитый спектакль по Абрамову «Запев Мадонны с Пинеги», — рассказала Ольга Игнатюк. — И с тех пор я запомнила этого человека, и очень приятно встречать его у вас на фестивалях. И сейчас я жду, что он опять покажет нам нечто абрамовское. Также я ожидаю большой интерес, который вызовет калужский театр, в котором начал работать режиссёр Владимир Хрущёв — у него очень яркий спектакль по Горькому.
Владимир Хрущёв.
Архангельской публике Владимир Хрущёв известен, как автор «Амфитриона», а на фестиваль же он привёз спектакль Homunculus по пьесе Максима Горького «Дети солнца».
— В каждом городе — свой зритель, — отметил Владимир Хрущёв, — и мне бы хотелось проверить то, что мы натворили с любовью и «по серьёзу» с этой сложной пьесой, на архангельских зрителях.
Евгений Авраменко.
Что касается недостатка в программе спектаклей по произведениям Фёдора Абрамова, ещё один член экспертного совета — театральный критик, эксперт премий «Золотая маска-2016» и «Золотой софит» Евгений Авраменко — предложил сразу два выхода из положения.
Первый — сформировать при помощи регионального или федерального министерств культуры некий фестивальный грантовый бюджет — для того, чтобы выдавать театрам субсидии на постановку абрамовских текстов. И второй — создать внутри фестиваля режиссёрскую лабораторию, участники которой будут ставить эскизы спектаклей по произведениям Абрамова. Кстати, второй вариант кажется вполне реальным: главный режиссёр «архдрамы» Андрей Тимошенко поделился планами сделать «абрамовской» следующую лабораторию молодой режиссуры «Рыбный обоз».