Общество
Как вдохновляла сталь: в Архангельске открылась выставка Массимо Гьотти «Гуманность металла»
1/19

Как вдохновляла сталь: в Архангельске открылась выставка Массимо Гьотти «Гуманность металла»

21.10.2018 11:25Мария АТРОЩЕНКО
Экспозиция современного скульптора и художника из итальянского города Турина Массимо Гьотти начала работу в Архангельском музее художественного освоения Арктики.

Выставка открылась при участии генерального консула Италии в Санкт-Петербурге Алессандро Монти.

— После моего вступления в должность генерального консула в сентябре этого года Архангельск стал первым из городов нашего консульского округа, который я решил посетить, — отметил он. — Для меня большое удовольствие быть здесь сегодня. Уверен, что эта выставка будет пользоваться большим вниманием. 

Алессандро Монти.Алессандро Монти.

Экспозицию в Архангельск привёз куратор Энцо Форнаро. Два года назад, благодаря ему, северяне познакомились с твочеством Пино Монтовани, о чём вспоминают до сих пор.

— Это второй наш проект, посвящённый современному итальянскому искусству, — отметила заместитель директора музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова. — Мы до их пор не можем забыть удивительного художника Пино Монтовани, которого нам так благосклонно подарил наш теперь уже друг Энцо Фернаро. Я думаю, что и эта выставка, вызовет интерес среди наших зрителей. 

Зоя Кулешова.Зоя Кулешова.

Впрочем, Гьотти — совсем не Монтовани, он, по словам Энцо Форнаро, идёт совсем иным путём.

— Мне очень приятно, что вы помните прошлую выставку. Возможно, она была более понятна и близка всем. У Массимо Гьотти, которого мы привезли сегодня, совершенное другие методы экспрессии, — подчеркнул куратор. — Раньше Гьотти тоже отливал торсы в бронзе, но постепенно отошёл от этого, стал использовать совершенно новые материалы, необычные для скульпторов. В его последних работах холстом для него становится листы нержавеющей стали, он начинает работать с очень яркими цветами. Постарайтесь не искать в этих цветах то, что вы могли бы найти в цветах художников, попытайтесь испытать другие ощущения. 

Энцо Форнаро.Энцо Форнаро.

Массимо Гьотти в первую очередь не художник, а скульптор, хотя арктический выставочный зал и полон его плоскостных картин. Но выполнены они на листах нержавеющей стали, которую мастер использует как холст. Для него это плоская скульптура, результат симбиоза двух искусств. Яркие краски на ней, всё равно, что лёд, магма или космос. 

Отполированные до зеркального блеска железные пластины, наклеенные на стальные холсты вторым слоем, сверкают, словно осколки волшебного зеркала троллей Ганса Христиана Андерсена, заставляют почитателей искусства всматриваться в самих себя. Примечательно, что один из объектов выставки — самое настоящее зеркало, на котором Гьотти оставил размашистый автограф.

— Любимый его материал — металл , — сказала Зоя Кулешова, — он находит в его формах особое звучание, особую проникновенную ноту — отчасти ностальгии, отчасти устремлённости в будущее. Я призываю вас внимательно всмотреться в эти холодные цвета, облагороженные внутренним светом. Вы увидите, какая глубина, какая градация, какие тонкие нюансы цветовых переходов заложены в этих скульптурных формах. Не надо искать каких-то объяснений и нравственных устоев. Европейское искусство больше мыслит какими-то яркими художественными образами и настроено, прежде всего, на эмоциональное восприятие.

В модульных стальных скульптурах из серии Urbane Гьотти — строгость, стиль и логика. В них, как рассказал куратор Энцо Форнаро, художник и скульптор пытается придать божественной формуле — «Золотому сечению» — свои пропорции. Интересно, что часть стальных конструкций выкрашена в коричневый цвет под дерево — словно творец пытается победить самого себя, обуздать свою тягу к металлу. 

По словам куратора выставки от музейного объединения Валерии Зиновьевой, Массимо Гьотти одновременно наследует и авангард, и классику.

— Он черпает вдохновение в авангарде, — отметила специалист по экспозиционно-выставочной деятельности. — В его работах мы видим Александра Родченко, Казимира Малевича с его простыми фигурами и простыми формами, гармонию цвета, ибо цвет в авангарде имеет наивысшее значение. Но несмотря на то, что Гьотти очень современный автор, школа у него абсолютно классическая. Вообще у итальянцев, несмотря на жаркий темперамент и страстность, очень глубокие корни и истоки. Массимо Гьотти окончил Академию художеств, поэтому классическая школа живописи и скульптуры также оказала на него огромное влияние. 

На втором этаже музея художественного освоения Арктики — уже совсем другой Массимо Гьотти. На рисунках тушью угадываются море, корабли и просторы — всё, что так близко северному зрителю. На акварельных работах просыпается чувственность и эротизм: на них угадываются обнажённые женские фигуры.

В то время, как в музее Арктики публику ждёт Массимо Гьотти, в в областной библиотеке имени Добролюбова представлены работы ещё одного влиятельного туринца — художника, скульптора, независимого режиссёра, автора оперных декораций и костюмов Уго Несполо. 

Экспозицию с берегов реки По — крупнейшей в Италии — на берегах Северной Двины также открыли генконсул Алессандро Монти и Энцо Форнаро — тоже, кстати, туринец.

Алессандро Монти в библиотеке имени Добролюбова.Алессандро Монти в библиотеке имени Добролюбова.

Галерея второго этажа Добролюбовки наполнилась яркими красками постеров и афиш Несполо. Они посвящены Турину как индустриальному и культурному центру, первой столице Италии, столице Зимних Олимпийских игр 2006 года, ядру итальянского автомобильного дизайна. Отдельные работы в 2011 году праздновали объединения Италии в единое государство.

Совсем скоро, пусть и позже, чем планировалось, сюда прибудет ещё одна экспозиция с берегов реки По — выставка иллюстраций к приключенческим романам итальянского романиста Эмилио Сальгари.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.