На сцене архангельского драмтеатра планируется целый цикл Пушкинских сказок, и начало ему ещё прошлой зимой положили старик, старуха и золотая рыбка. А этой зимой эстафетную палочку подхватили князь Гвидон, царевна-лебедь и сватья баба Бабариха.
Цикличность обеспечивается не только зимней периодичностью и общим авторством, но и общим приёмом — театром в театре. Меняются режиссёры («Рыбку» ставил Анастас Кичик, а «Салтана» — Алексей Ермилышев), но эта метатеатральность остаётся.
У Алексея Ермилышева подмостки существуют вне времени. Они успевают побыть и средневековым балаганом, и старинным ламповым телевизором и экраном дополненной реальности, которую режиссёру помогли создать художник Александр Менухов и автор видеоинсталляций Сергей Жигальцов.
Драматическое искусство соединяется с кино и анимацией. Бочка, в которую заключают царицу и ребёнка — мультяшная. Кораблик, который бежит на раздутых парусах, — настоящий. Ну, почти.
Коршун-колдун, не дающий жизни лебеди — нарисованный, сама же царевна, само собой, живая и настоящая. Приволочь 33 богатырей на камерную сцену было бы проблематично. А нарисовать, как они во главе с дядькой Черномором, синхронно выплывают из пучины, — просто и красиво!
Полёт Гвидона-комара на прозрачных 3D-крыльях — настоящий аттракцион. Волшебство царевны-лебеди, превращающей князя в насекомое, становится сложным технологическим процессом встраивания в комариную сущность. А зрители видят всё что Гвидон — комариными глазами, словно вместе с ним летел микроскопический квадрокоптер.
Персонажи на этом экране отказываются быть лишь двигающимися картинками и вырываются в зрительный зал — «подкаблучник», даром что царь, Салтан (Павел Каныгин), стремящийся оторваться от юбок, опальная царица (Татьяна Сердотецкая), тоскующий сын Гвидон (Иван Братушев), всё понимающая и всемогущая царевна-лебедь (Анна Рысенко), сварливые ткачиха (Елена Смородинова) с поварихой (Татьяна Боченкова) и, конечно, сватья баба Бабариха.
С головным убором последней разворачивается настоящая кутерьма — его, а с ним и реплики сватьи, бросая жребий, передают друг другу Вадим Винтилов и Алексей Ковтун, соревнуясь в умении подражать потешному старушечьему говору. Судя по восторженной реакции маленьких зрителей, смешнее получается всё-таки у Винтилова. Смешит детвору и комичная фантастическая гуттаперчевость Гвидона — ох, и длинные же руки у князя!
В красивой сказке Алексея Ермилышева всё продумано до мелочей — даже трогательно. Руки-крылья у царевны лебеди покрыты пуховым платком, а свои разговоры с князем она ведёт из-за невесомой и полупрозрачной завесы. Отправляя купцов к царю Салтану с поклоном, Гвидон каждый раз даёт им известную каждому советскому и российскому ребёнку сласть — шоколадку «Алёнка» или новогодний мандарин.
Заканчивается всё зажигательными танцами. Сказка удалась — комар носа не подточит.