Во второй день в АГКЦ открылась выставка архангельских художников «ПроJAZZ», на которой своим работы разных лет представили Евгений и Татьяна Зимирева с сыном Тимофеем, Александр Кожин, Иван Тарутин, Юрий Габанов и Виктор Воробьёв.
— Убрать джаз, убрать музыку из Архангельска, — город потеряет четверть своего обаяния, — отметил Евгений Зимирев.
Некоторые из графических листов Евгения Зимирева рождались прямо на концертах: ранние — ещё при жизни Владимира Резицкого, во времена расцвета группы «Архангельск», более поздние — уже на выступлениях «Джаз-мастерской». Одну из них он подарил руководителю продюсерского центра Тиму Дорофееву.
— Тим мне сказал: «Я хочу играть так, как ты рисуешь!», — рассказал Евгений Зимирев. —
Легендарный барабанщик Олег Юданов, известный ещё со времен джаз-группы Владимира Резицкого «Архангельск», представил на выставку оригинал дружеского шаржа, который на него нарисовал художник Анатолий Коптяков.
Большинство работ, представленных на выставке — не портреты и жанровые картины, а абстрактные композиции. В них нашли воплощение энергия, страсть, экспрессия и стихийность джазовой импровизации, а также бесконечные возможности для творческих экспериментов — вплоть до психоделической фьюжн-музыки.
Необычный контраст этим цветовым пятнам составили фотографии Павла Пастушенко — чёрно-белые, но не менее динамичные. Большинство из работ, которые фотохудожник представил на выставку, до этого нигде не показывались. Причём непосредственно джазу посвящены далеко не все снимки. На них — квинтет голубей на причале, городские воробьи, велосипедисты, мчащиеся мимо Петровского сквера, музей «Малые Корелы» под первым снегом…
Зато все — не лишены музыкальности.
— Мы отбирали работы, на которых, как нам казалось, звучит музыка, — рассказал Павел Пастушенко. — В них есть ритм.
Снимок, запечатлевший уличных музыкантов в галерее «Дома книги», создавал очень привлекательный и живой образ Архангельска — города джаза.
— Я шёл с работы, и услышал, как ребята играют на контрабасе, — пояснил Пастушенко. — Играли здорово.
Самый ранний снимок сделан в 2008 году, на нём — тогда ещё целый и невредимый Дом Сутягина.
Тему синтеза искусств во второй день фестиваля продолжила всероссийская премьера — показ анимационного фильма «Апокриф», в котором фотограф Владимир Куприянов «оживил» картины бас-гитариста и художника Александра Ростоцкого.
— Я очень люблю работать с «непрофильными» людьми, — рассказал Ростоцкий. — Если человек настоящий мультипликатор, я с ним вряд ли буду работать. А Володя Куприянов к мультипликации не имел никакого отношения, он выдающийся фотограф, мой старый приятель.
Александр Ростоцкий начал рисовать 15 лет назад, и когда Куприянов впервые увидел его работы, то загорелся — «пошёл в магазин, купил две книжки по тысяче страниц каждая, изучил их и сделал мультфильм».
— В этом фильме всего 11 моих работ. Из них Володя хотел сделать четырёхчасовой фильм. Я уговаривал его сократить , наверное, полгода. Потом накормил его вьетнамским супом, и он сдался, сократил кино до 44 минут. Потом в течение года ко мне в мою студию приезжали профессионалы, — поведал Александр Ростоцкий, — и я их всех просил отнести этот фильм к какому-либо жанру. Но все спасовали. Такого они не видели ни на каких фестивалях.
По словам Ростоцкого, это фильм об экологии жизни, о том, что человек — очень тонкое существо.
— Человек, у которого есть душа и сердце, любит природу, — отметил он. — Это всё я увидел, когда путешествовал по Африке.
Звуковое полотно фильма Ростоцкий создавал, путешествуя по разным уголкам земли, записывая сказки народные из первых уст — японца, африканки с корзиной фруктов.
— Главное, что я вынес из этого фильма, — то, что если я буду сидеть перед экраном и останавливать фильм каждые три секунды, я смогу нарисовать ещё несколько тысяч картин, — сказал Александр Ростоцкий.
Парад планет, рыбы немыслимых цветов, гигантские стрекозы, слоны, всполохи пламени, райские птицы, бурное море, — в анимационном фильме ожили сюрреалистические образы из снов и фантазий, перед зрителями расцвёл волнующий, многообразный, полный загадок космос.
Музыка в этот вечера всячески соответствовала своим движущимся и застывшим иллюстрациям: была столь же непредсказуема и непознаваема.
Впервые на архангельскую сцену в составе трио импровизационной музыки вместе с саксофонистом Алексеем Кругловым и барабанщиком Олегом Юдановым вышел человек-легенда — основатель авангардного импровизационного направления в СССР, философ с потрясающей исполнительской техникой, пианист и композитор Вячеслав Ганелин.
Впрочем, в этом все члены трио все друг друга стоят. Алексей Круглов, например, не просто саксофонист, а музыкант, способный играть на четырёх духовых одновременно. А помимо этого ещё и режиссёр, и поэт.
Ну, а блистательный и универсальный Юданов в представлениях вообще не нуждается. Он, кстати, был отрекомендован ведущей вечера как один из лучших в мире барабанщиков.
Сет этого трио получился атмосферным и увлекательным трипом, чем-то сродни саундтреку к большому интеллектуальному кино, с глубокими клавишными оркестровками, сменами пульса, интенсивными фортепианными «пробежками», тягучим саксофоном и уходом в авангардные пространства. Во время одной из таких музыкальных драм возле сцены артистично появился Древарх Просветлённый. Алексей Круглов не упустил возможности погрузить публику не только в музыкальный, но и литературный мир, прочитав поэтический текст в очень медленном темпе.
Музыка квинтета Антона Горбунова была щедро аранжированной, ритмичной, чёткой и вкусной. И это понятно: коллектив, где руководит басист, и должен так играть. Какой басист (пусть даже джазовый) не любит фанк? И какой басист не любит слэп? Поэтому позитив и заряд фанково-мажорной бодрости на предстоящую рабочую неделю был архангелогородцам гарантирован.