В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/37
Общество
«Arkhangelsk blues festival»: от традиции до эксперимента

«Arkhangelsk blues festival»: от традиции до эксперимента

22.05.2018 15:47Николай КАРНЕЕВИЧ
В столице Поморья проходит 13-й международный фестиваль «Архангельск Блюз — 2018».

На сцене театра драмы выступают архангельские и российские музыканты, а также гости из Америки и Европы.

Собрать полный зал театра драмы вечером в понедельник? В самый некассовый день? На не самый популярный жанр? Провести ежегодный фестиваль в тринадцатый раз подряд? С участием музыкантов из самых разных уголков мира? Да легко!

Снова на сцене — носители живой блюзовой традиции и экспериментаторы, вновь звучат знаменитые стандарты, аранжировки и авторские произведения. В зале и вокруг сцены — снова споры, что в большей или меньшей мере является блюзом. Что вдохновило и насытило, а что вызвало вопросы.

Символически открыл музыкальную часть фестиваля, вместе с организатором Тимом Дорофеевым первым выйдя на сцену, архангельский музыкант Роман Ботов, исполнив один из архаичных стандартов. Тим не только поддержал аплодисментами в ритм вместе со всем залом, но и намекнул чуть позже, что в Архангельске, возможно, появится постоянная тематическая площадка, что-то вроде «блюзовой лаборатории».

Постоянный ведущий фестиваля Владимир Каушанский (Москва), назвав северян «поморцами» и иногда путая Двину с Десной, подчеркнул: «и афроамериканцы, и поморцы подпитываются в своём творчестве истинно народными корнями, народной музыкой, народными традициями. Наверное, это — самое главное, что объединяет южан Америки и нас, северян».

Хедлайнером первого фестивального концерта в театре драмы имени Ломоносова стал американский музыкант Little Jimmi Reed (гитара, вокал, губная гармоника), при поддержке московских музыкантов Юрия Новгородского (гитара), Юрия Горелова (бас) и Владимира Воеводина (барабаны). «Ветеран луизианского блюза», по определению Каушанского, 80-летний музыкант не ограничил свой первый приезд в Россию и Архангельск пребыванием на сцене: не раз пускался в путешествие по залу с гитарой, продолжая играть и петь. И на людей посмотрел, и себя показал. Без лишнего эпатажа, с достоинством и даже элегантно. Удивляя чистотой голоса, сохранившегося в почтенном возрасте. Долгое и плотное первое отделение концерта, наполненное стандартами в качественном исполнении, подняло вечер на подобающую международному фестивалю высоту.

В продолжение концерта и как дань традиции фестиваля «Архангельск Блюз» состоялся очередной «Гитарный саммит». «Встречу гитаристов на высшем уровне» представили хорошо и давно знакомые Архангельску музыканты: Виктор Колесов (Вологда), Ксения Федулова (Москва), Тим Дорофеев (Архангельск), при поддержке ритм-секции, которую составили Пётр Ившин и Алексей Барандов (барабаны), Николай Клишин (бас). Чуть позже к коллегам и друзьям присоединился Сергей Кузнецов из Ярославля (саксофон). «Зажгли» с авторскими русскоязычными песнями не хуже известного американского гостя, хотя в этом году ещё одного-двух гитаристов на саммите заметно не хватало.

Московские «Dynamic James Blues Orchestra» (Александр Евдокимов — клавишные, Виталий Дмитренко — гитара, Борис Васильев — бас гитара, Кирилл Демахин — саксофон, Павел Беликов — труба) продолжили второе отделение концерта, порадовали музыкой и удивили вокалистом. Именно вокалистом, а не вокалом. Макс Баканов подготовился к выходу на сцену очень тщательно, и использовал в своём наряде поллавки андерграундного «мерча». Усиленно эпатировал публику и на сцене. Начав, что и нужно было, с вопросов к зрителям о делах и настроении, продолжил таким активными упражнениями с микрофонной стойкой, что, в конце концов, выронил с неё на сцену сам микрофон. Зрители в ответ на эти старания и танцы начали «голосовать ногами»: сразу по три-пять человек потянулись к выходу. Другие, наоборот, откликнулись «танцами на кресле» и активным размахиванием руками: «Давай-давай, жги!».

Каждый из участников группы «Mamas bad boys» (США), представившей третье отделение фестивального концерта, по мнению ведущего Владимира Каушанского, является легендой. Lamar «King Bee» Chase (гитара, вокал), Otis Rahim Hornesby (бас, вокал) и Толик «Атомик» Cмирнов (барабаны), по их определению, играют «фанки рок-энд-блюз». Пятый раз группа в России, и впервые побывала в Архангельске. Да, фанкованный блюз с заметными роковыми интонациями в авторском прочтении и своими историями про выпивку, женщин и всё такое.

Наверное, стоило увидеть архангельским ценителям жанра и такого блюзмена: пожилого афро-американца в майке, чёрных трико и высоких кожаных сапогах, с ярко-красной то ли банданой, то ли целой шалью на голове. Тост за публику, глоток из стакана, и вопрос к залу: «Эй, как дела?». Допив содержимое, Ламар Чейз затем прикончил и небольшую бутылку виски, время от времени ей ловко жонглируя. Не переставая играть и петь при этом.

Сегодня — второй и завершающий день международного фестиваля. Вечерний концерт, как и накануне, соберёт несколько интернациональных коллективов. В одном бэнде с британским музыкантом Tony Remy и коллегами из Архангельска, Москвы и Ярославля, в частности, выступит певица из Северодвинска Екатерина Колосова.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.