Легендарный оркестр, игравший в Метрополитен-опере, Карнеги-холле и Ла Скала, приехал в Архангельск в рамках XVII Московского пасхального фестиваля. Столица Севера стала одним из 30 городов-участников симфонической программы масштабного события, которое в этом году длится целый 32 дня — с 8 апреля до 9 мая.

Зрителями дневного, благотворительного, концерта стали юные северяне — юные таланты из музыкальных школ, дети, проявившие успехи в творчестве, а также воспитанники детских домов и социально-реабилитационных центров. 

У некоторых юных зрителей, нет-нет, да и можно было обнаружить за спиной футляр от музыкального инструмента. Например, Анна Фирсова со своей скрипкой пришла на концерт прямо с репетиции. Музыкой она занимается почти 14 лет, а сейчас учится в Рязанском музыкальном училище. В Архангельск же её привёл свой собственный сольный концерт, который ей предстоит играть уже 30 апреля.

— Концерт такого популярного оркестра — большое событие для города Архангельска, — сказала девушка. — Я предвкушаю!

Не повседневное переживание

Программа обоих концертов до последнего была сюрпризом как для зрителей, так и для принимающей стороны. В итоге дневной концерт начался с симфонии № 4 Феликса Мендельсона. Потом, уже выйдя к журналистам, Валерий Гергиев сказал, что симфоническому оркестру играть Мендельсона не только приятно, но и полезно.

— В его симфониях есть чистота звучания, — отметил маэстро, — голос, который не похрипывает, не кричит. В нём — моцартовская ясность, высокая простота. Для музыкантов играть это — далеко не повседневное переживание.

И для слушателей — тоже. Ощущение счастья, торжества жизни, пробуждения природы, — так и захлёстывало. А от синхронных движений скрипичных смычков рябило в глазах.

Совсем иные чувства вызвала еврейская рапсодия для виолончели с оркестром «Шеломо» Эрнеста Блоха. Виолончель в руках солиста Олега Синдецкого так и плакала. Это произведение симфонический оркестр Мариинского театра, как рассказал потом Валерий Гергиев, играет довольно редко.

Во втором отделении благотворительного концерта прозвучали вариации на тему «Рококо» для тромбона с оркестром, симфоническая миниатюра Анатолия Лядова «Баба-Яга», «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» и увертюра к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки.

Вечером же Валерий Гергиев пообещал сыграть «Жизнь героя» Рихарда Штрауса — произведение, которое очень редко звучит в России. Кроме того, второй концерт стал знаковым ещё и в том смысле, что на нём состоялся дебют нового рояля Steinway & Sons, получить который архангельский драмтеатр смог, благодаря фонду Гергиева.

«У нас завязываются очень хорошие отношения»

В антракте дневного концерта тему сотрудничества Мариинки с «архдрамой» подняли вновь. На вопрос «Региона 29», мог бы Мариинский театр приехать в Архангельск на «Оперные сезоны», Валерий Гергиев ответил утвердительно:

«Конечно, можно, и даже нужно это сделать. Думаю, тут нужно и с представителем президента поговорить. Мы привыкли налаживать культурные связи. У нас завязываются очень хорошие отношения, и сегодня у нас есть возможность поговорить об этом, мы уже знакомы с директором театра. У нас громадный оперный репертуар, и, наверное, наши певцы смогут порадовать — и молодёжь, и мастера, которых знает весь мир. Они любят выступать в регионах. Я думаю, это решаемый вопрос, мы обязательно об этом подумаем».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.