Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/12
Общество
В архангельском «Городе Солнца» представили живопись соцреализма из закрытых архивов

В архангельском «Городе Солнца» представили живопись соцреализма из закрытых архивов

15.09.2018 13:55Мария АТРОЩЕНКО
Наивно-позитивным вернисажем картин о том, как хорошо в стране советской жить, в отремонтированных залах музея ИЗО открыли выставочный сезон.

В экспозиции «Город солнца» представили 41 произведение соцреалистического искусства из собрания государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». В прошлом году в архангельском музее ИЗО работала выставка «Искусство революции», и сегодня, планируя сотрудничество с «РОСИЗО», в музейном объединении сочли, что экспозиция произведений 1930-1940-х станет логичным продолжением знакомства северян с искусством ХХ века.

Вернисаж открыла министр культуры Архангельской области Вероника Яничек. По её словам, выставка дарит впечатления родом из детства.

— Я ещё застала тот период, когда в детском саду, в школе лучистые глаза Ильича смотрели на всех детей и призывали хорошо учиться, быть примерным пионером, — рассказала министр. —  И здесь витает это состояние всеобщей радости, равенства людей, стремления к счастливому будущему. Это довольно приятно. Соцреализм — это когда всего много, всё ярко, всё благоухает, все очень сильные и здоровые. Разве это плохо?

Министр культуры Архангельской области Вероника Яничек.

У коллекции  работ, собранных на выставке — потрясающая, практически детективная история.

Эти картины художники писали в конце 1930-х к колоссальной всесоюзной выставке «Индустрия социализма». Она должна была состояться в 1939 году, но так и не открылась. И почти полторы тысячи работ, писанных более, чем 800 художниками, оказались на долгое время в архивах. Часть из них, те, что не попали в коллекции Третьяковки и Русского музея, оказались в ведении дирекции художественных выставок и панорам, созданной в 1940 году.

В последствии эта масса произведений Загорский художественный архив, которое очень долго был закрыт. Там хранился и неугодный авангард, и многочисленные портреты Сталина после развенчания культа личности и фонды несостоявшейся «Индустрии социализма».

— Те, кто были поумнее из музейщиков, в своё время попали в этот архив, и из него заполучили в свои коллекции достаточно интересные произведения, — рассказала заведующий отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова. — Я до сих пор не могу себе простить, что я была знакома с хранителем архива, и она даже меня приглашала приехать в Загорск, но что-то не сложилось.

Зоя Кулешова.

В начале 1990-х то, что хранилось в Загорске, вошло в состав архивного фонда РОСИЗО. Часть огромное разнообразной коллекции центр распределил по региональным музеям, но часть — осталась в РОСИЗО. Благодаря музейно-выставочному центру, часть этой некогда забытой коллекции увидели в России и в мире.  И теперь — в Архангельске.

— Сейчас те люди, которые жили в то время, уходят, а молодёжь всё-таки хочет знать, как люди жили в 1930-е, — отметила главный специалист по выставочной деятельности «РОСИЗО» Елена Семёнова. — Очень много домыслов.

Елена Семёнова.

Хотя, строго говоря, объективного взгляда на советскую действительность от произведений соцреализма ждать не приходится. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, жить стало лучше, жить стало веселей, так? И художники, как стахановцы арт-производства, трудились над этой задачей. Комсомолки весело дуют выдувают стекло, пионеры в носочках без резиночек бодро шагают на глазах у интуристов, парашютисты совершают прыжки, колхозники пашут на полях…

Сегодня в восприятии их картин сегодня сложно отделаться о иронии. Особенно, когда знаешь, что художника Генриха Фогелера, который в 1936 году написал картину «Погрузка леса», представленную на выставке, в 1942 уже не стало: началась война и его немецкое происхождение навлекло на него репрессии.

Тем не менее, Зоя Кулешова считает, что некая утопичность сюжетов и пафоса картин не умаляют их художественных достоинств.

— Это были уникальные художники, — рассказала она. — Они все родились в начале 1900-х и в искусство пришли через рабфаки, через первые послереволюционные учебные заведания, вхутемасы. Они вышли из народа и искренне во всё это верили. При этом, они учились у мастеров. Вот, например, Юлий Клевер, он был одним из трёх сыновей художника-передвижника и учился у отца. То есть, качество очевидно. Ну, и что, что утопия? А написано-то хорошо!

Работа Юлия Клевера.

При этом, утопия-утопией, а в центре всех работ, представленных на выставке, всё равно — человек. И в его чувствах, его счастье — не чувствуешь фальши. Например, на картине Ольги Яновской «Мастерская тортов» взгляд привлекают даже не пирожные, а кондитерша. Своими сильными руками она держит подносы с эклерами, как атлетка — гири. Смотрит — бойко, весело.

 Картина Ольги Яновской «Мастерская тортов».

Динамикой и силой поражает картина Алексея Кацеблина «Лыжный рейд в Карелии». Группа людей на полной скорости спускается со снежного склона, — ух, словно чувствуешь покалывание морозного ветра на щеках! Но взгляд задерживается в одной точке: весь правый край композиции занимает пружинистое, сильное тело лыжника. За его рукой, держащей палку, и из-под заломленной будёновки лица почти не видно: виден только сощуренный глаз, и он — приковывает.

Картина Алексея Кацеблина «Лыжный рейд в Карелии».

При этом, героизм человека, строящего справедливое общество, нисколько не отнимает у героев картин прав на другие чувства. Даже на страх. Одна из героинь полотна «Парашютисты перед прыжком» испуганно поднимает глаза к небу — то ли переживает за товарища, то ли сама с трепетом ожидает прыжка.

«Парашютисты перед прыжком».

Выставка «Город солнца» будет экспонироваться в музее ИЗО до 11 ноября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.