Церемония открытия Года кино в Архангельской области состоялась в последний день февраля в драматическом театре. На него тогда приехал специальный гость — режиссёр, актёр, сценарист и продюсер Владимир Меньшов

В год российского кино здорово активизировалось и местное киносообщество. Летом по районам области колесил передвижной автокинозал. Проект Анатолия Конычева так и называется — «КиноПередвижка».Также в этом году в области снималось несколько художественных фильмов. В одном из них — «Кошкином доме» Андрея Карасова — даже снялась народная артистка России Инна Чурикова. Правда, лента пока не вышла: релиз намечен на январь 2017 года.

Мощным аккордом в завершении Года кино стал пятый фестиваль любительских и профессиональных фильмов и программ «Берегиня». Благодаря ему северяне увидели не только 106 конкурсных киноработ из девяти стран мира, но и новые фильмы Сергея Снежкина и Владимира Шевелькова.

Кино в театре года

Как ни парадоксально, явственнее всего Год кино ощущался в Архангельском Молодёжном театре. Ещё в феврале Виктор Панов обещал нечто небывалое, говорил, что хочет, чтобы в 2016-м весь год город жил кино.

И слово сдержал: проект «Кино в театре» реализовывался с большой отдачей и, самое главное, очень последовательно. Конечно, не всё получилось слово в слово: не всех, кого планировали — Алексея Германа-младшего, Александра Сокурова, — удалось привезти.

Но и без них за этот год архангелогородцы встретились с четырьмя знаменитыми актёрами и режиссерами: Александром Адабашьяном, Кириллом Плетнёвым, Николаем Лебедевым и Павлом Лунгиным. А 25 декабря встретятся с Андреем Кончаловским.

Особенно ценны были те творческие вечера режиссёров, на которых архангелогородцы могли увидеть их новые ленты вперёд всей остальной России. Так, благодаря «Кино в театре», мы одними из первых в стране увидели триллер Павла Лунгина «Дама пик» и короткометражку Кирилла Плетнёва «Мама» в черновом варианте — без цветокоррекции и саундтрека. Столь же эксклюзивным обещает стать поддержанный губернатором и Корпорацией развития Архангельской области показ «Рая» Андрея Кончаловского, который вошёл в шорт-лист премии киноакадемии «Оскар» в номинации «Фильм на иностранном языке».

Между тем, увлечённость кино в этом году нисколько не повлияла на работоспособность театра в привычном амплуа.

Ремарка первая. Итоги года от Виктора Панова

— Вообще, каждый проект театра — это событие! Фестиваль «Европейская весна» в этом году получился очень ярким, благодаря его участникам — Петру МамоновуВладимиру Варнаве, Алексею Архиповскому, удивительному спектаклю «Театральная история» Артура Соломонова и, конечно же, нашим старым друзьям-французам из театра «Flamenco Vivo» и новым друзьям-музыкантам «½ Orchestra». Естественно, международный фестиваль уличных театров. Огромный опыт мы получили, работая с режиссером Максимом Диденко над «Путями Каина». Наши новые спектакли: «Вий», «Месяц в деревне», которые ставил Максим Соколов — тоже событие! Совсем недавно мы вернулись с  пятого Международного культурного форума, который проходил в Санкт-Петербурге. Итогом этой поездки стали новый проект с режиссером Искандером Сакаевым  и идея провести в Архангельске фестиваль учебных спектаклей московских и питерских театральных школ.

Ещё одно очень важное событие для нас, это то, что два наших спектакля попали в лонг-лист премии «Золотая маска»! Это настоящий успех, для «Маски» редкость, чтобы сразу два спектакля театра из провинции попали в этот лист. Ещё в этом году мы набрали курс из 13 студентов, которых понемногу уже начинаем включать в представления.

Что касается городских итогов: пусть на меня не обижаются, но мне кроме уникальной выставки «Лики России» особенно ничего не запомнилось. С политической точки зрения, великолепно прошла протокольная часть Дервиша. Но за такие концерты как был, мне стыдно… Я убежден, что любая жизненно важная тема эмоционально раскрывается только через художественное ее преобразование. Очень печально, что большинство событий и людей, которые их создают в нашем городе, превращают Архангельск в провинцию!

Назначение года

  • В этом году в системе культурного менеджмента области произошли некоторые перестрановки. В мае этого года новый человек появился в структуре областного минкульта: на должность заместителя министра с поста директора Поморской филармонии перешёл Алексей Павлов.
  • Автор проекта Михайло-Архангельского кафедрального собора Дмитрий Яскорский, напротив, освободил должность начальника управления архитектуры и градостроительства Архангельской области.
  • Главным кадровым изменением в сфере культуры Архангельска мы, не долго думая, сочли назначение директором драмтеатра Сергея Самодова

Сначала, в мае, когда Самодов был назначен первым заместителем директора и намеревался участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности главы, скептики ассоциировали его кандидатуру лишь с барбершопом, который впервые в Архангельске открыл северодвинец. Однако вскоре стало заметно, что с его приходом в жизни театра произошло оживление. Началось, по сути, с ребрендинга, — замены логотипа театра, а «вылилось» — в ряд новых проектов: в театре стали проводить художественные выставки и экскурсии по закулисью для блогеров, набрали «Театральную студию» для детей с инвалидностью.

Ремарка вторая. Полугодовые итоги от Сергея Самодова

— В новом сезоне времени на раскачку у театра не было. Накопился ряд проблем, которые необходимо было решать в режиме «здесь и сейчас». Нам частично удалось решить финансовые вопросы театра с помощью внебюджетных источников, но это требует больше, чем полгода, скорее года-полтора, чтобы выйти на твердую экономическую почву.

В 84-м театральном сезоне на очереди у нас ещё три премьеры — «Слон», «Две дамочки в сторону Севера», «Братья Карамазовы». Здорово, что у нас получается проводить сезон концептуально — связывать идейно спектакли между собой, при этом показывая разный театр: от экспериментального до классического. В этом, конечно, заслуга главного режиссёра Андрея Тимошенко, режиссёров и артистов театра. Кроме того, театр ожил в фестивальном пространстве: долгое время он не вел активную фестивальную деятельность, и это незаслуженно. Мы открытии фестиваль в Ялте, побывали в Мытищах, в начале февраля выступим на фестивале в Челябинске.

Кроме того, театр сам или в сотрудничестве с другими культурными институциями стал приглашать артистов высокого уровня. Это и «Театр.doc», и Александринский театр (в рамках дней Германии), и «Сатирикон». Арендодатели стали реагировать на наши просьбы и в 2017 году обещают привезти Театр Маяковского. Кроме того, мы сотрудничаем с архангельскими культурными учреждениями — Союзом художников России, Архангельским государственным камерным оркестром и организовываем совместные проекты.

Сцена из «Грозы»: Катерина и БорисСцена из «Грозы»: Катерина и Борис.

Спектакли года

  • В 84-м сезоне архангельский драмтеатр выпустил целую плеяду качественных спектаклей: «Блогер», «Русская народная почта», «Победительница»… Но «Гроза» превзошла их размахом и трагедийным пафосом, заслужив восхищение как зрителей, так и экспертов. Над спектаклем, сделанным в лучших классических традициях, но не без новаторства, поработал настоящий союз творческих сил столичных мастеров: художник по костюмам Ирина Титоренко, специалист по свету театра «Сатирикон» Андрей Ребров и московский хормейстер Олег Щукин.
  • Режиссёрские работы Максима Соколова в Молодёжном театре — «Вий» и «Месяц в деревне» — совсем другого поля ягоды: пылкие, бескомпромиссные, экспансивные, но незаурядные и эстетские. Без сомнения, эти постмодернистские постановки задержатся в репертуаре Молодёжного театра. Для него они — то, что доктор прописал.
  • 8 мая в Архангельске в рамках фестиваля «Родниковое слово» состоялась официальная премьера культового спектакля Академического Малого драматического театра Льва Додина «Братья и сёстры» в новом составе. О приезде театра Европы в Архангельск договаривался губернатор Архангельской области Игорь Орлов.
  • Такого спектакля, как «24 плюс», который наш земляк Михаил Угаров поставил в «Театре.doc», Архангельск раньше не видел. Через него Архангельской познакомился с современным документальным театром, в котором актёры не играют.

На открытии выставки «Лики России» в музее ИЗОНа открытии выставки «Лики России» в музее ИЗО.

Выставки года

  • Первый из главных музейных проектов 2016-го — это, разумеется, эпическая всероссийская выставка «Лики России». 80 регионов. Около 1500 художников. Порядка 6000 работ. Ну, что тут ещё скажешь? Такого грандиозного события Архангельск не принимал полвека. На первых вернисажах в Выставочном зале Союза художников и музее ИЗО яблоку негде было упасть.
  • В сентябре впервые в Архангельске открылась выставка знаменитого российского живописца Александра Шилова. Портретист привлекал внимание не только сам-собой, но и своими резкими высказываниями в адрес современного искусства.
  • В феврале в архангельском музее ИЗО прошло ещё одно беспрецедентное событие — выставка современного итальянского Пино Монтовани. Это был первый случай, когда работы мастера привезли в Россию.
  • Также в этом году в Архангельске открылись две остро-социальные фото-экспозиции, призванные поменять отношение к «особым» людям. Люди с инвалидностью на выставке «Акрополь: Как я нашел своё тело», которая открылась в рамках фестиваля «Без границ: Тело. Общество. Культура» предстали в образах прекрасных греческих атлетов. А героями проекта «Путь души, спешащей к людям» стали архангельские дети с аутизмом. Эту выставку фотограф Екатерина Суворова организовала на голом энтузиазме с помощью неравнодушных людей.
  • Не совсем выставочное событие, но в сентябре в Архангельске прошёл «Arctic Art Forum» — симпозиум современных художников Севера России, стран Скандинавии и мира. Организаторами форума выступили заведующая Выставочным залом Союза художников Кристина Дрягина и искусствовед Екатерина Шарова.

На открытии нашумевшей выставки «Линия любви»На открытии нашумевшей выставки «Линия любви»

Скандалы года

  • В начале года полемика разгорелась вокруг выставки «Линия любви» в музее ИЗО, на которой были представлены 60 откровенных работ Пабло Пикассо, Анри Матисса, Эгона Шиле и Пауля Вундерлиха. Глава миссионерского отдела Архангельской епархии, протоиерей Евгений Соколов возмутился, что «порнографическую» выставку приурочили к началу Великого поста. За экспозицию и музей вступилась министр культуры региона Вероника Яничек.
  • Неожиданно закончилась история с концертом Дмитрия Певцова в столице Севера. Присутствовавшие на выступлении представители Российского авторского общества составили акт о нарушении авторских прав. В случае разбирательства по гражданскому иску организатор концерта может быть оштрафован на круглую сумму — от 10 000 до пяти миллионов рублей за произведение.

Юбилеи года

  • В марте 2016 года 90 лет исполнилось Северному русскому народному хору. Эту дату хор отмечал широко, в течение десяти дней, всевозможными концертами и даже флешмобом — мастер-классом по вокалу и танцам для молодёжи. Одним из центральных пунктов юбилейной программы стал концерт «У моря живём, морю песню поём». На нём легендарному коллективу вручили подарок от правительства региона — сертификат на покупку дорожного автобуса.
  • В сентябре юбиляра чествовали в Поморской филармонии: 25 лет исполнилось архангельскому органу. В честь самого северного «короля инструментов» на фестивале «Похвала органу» прозвучало множество тёплых слов: от первых лиц области, от директора органостроительной фирмы «Аlexander Schuke», от первого архангельского органиста Виктора Ряхина и бывшего губернатора Поморья Павла Балакшина, при котором инструмент закупался.
  • 14 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения знаменитого северного живописца Александра Борисова. В честь юбилея художника в Архангельске прошла всероссийская конференция, в которой приняли участие сотрудники музеев, художники, исследователи, путешественники, студенты из Архангельска и других городов России. А в доме-усадьбе Борисова под Красноборском состоялся конкурс молодых художников.
  • В этом году десять лет исполнилось благотворительному проекту «Музей. Музыка. Дети» для воспитанников домов-интернатов и детей в трудной жизненной ситуации.

Ремарка третья. Итоги от Вероники Яничек

— 2016 — юбилейный год самого известного народного коллектива Архангельской области и художника с мировым именем. Государственный академический Северный русский народный хор отметил 90-летие новой программой и гастролями в районах Архангельской области, а также в других странах и городах России. Год Александра Борисова, приуроченный к его 150-летию, также не прошёл незамеченным. Состоялось более 30 крупных мероприятий, в числе которых конференция, посвященная творчеству знаменитого «певца Арктики». 

Важным направлением в этом году стала международная деятельность. Безусловно, ключевое событие года — празднование 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». Кроме того, Архангельская область является одним из международных культурных центров Баренцева Евроаркического региона. В следующем, 2017 году, впервые пройдёт конкурс на стипендию от Баренцева региона, которая составляет 10 тысяч евро. На неё могут претендовать творческие люди и организации, которые работают в сфере культуры и вносят существенный вклад в международное сотрудничество стран БЕАР. 

Приоритетной задачей в сфере культуры для Правительства стала реконструкция театра кукол. В настоящее время практически на 100 процентов выполнены работы по устройству кровли и кирпичной кладке. В следующем году на реконструкцию театра будет выделено 128 миллионов рублей. 2018 год в России будет объявлен годом театра и, надеемся, именно в этот знаковый для театрального искусства год Архангельский театр кукол представит премьерные спектакли в обновлённом здании.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.