Главный организатор форума — Архангельское региональное отделение Союза художников России, соответственно, — заведующая выставочным залом Кристина Грищук в сотрудничестве с искусствоведом, куратором с международным опытом Екатериной Шаровой.

Кристина Грищук и Екатерина Шарова. Фото Артёма КелареваКристина Грищук и Екатерина Шарова. Фото Артёма Келарева

Екатерина: Форум — это место, куда возвращаются те, кто уехал. В 2004 году я сама закончила гуманитарный факультет, а затем уехала в Норвегию: не увидела, что я могла бы тут делать. Механизмы, которые могли бы задержать талантливую молодёжь, нуждаются в доработке. Люди остались бы, если б были интересные площадки для встречи.

Как показывает практика других городов, фестивали и форумы могут быть факторами, которые могут дать новое дыхание и открывать потенциал территорий. Когда в Киркенесе проходит фестиваль «Баренц-спектакль», туда возвращается покинувшая город молодёжь. Другой пример — фестиваль в Териберке, куда после показа фильма «Левиафан» приехала компания «Лавка Лавка» — проект в сфере социального предпринимательства, направленный на поддержку фермерских хозяйств.

— Фестиваль же только на время, как он может удержать?

Кристина: Наверное, самый большой опыт в этом вопросе у фестиваля уличных театров. Общаясь с разными артистами на протяжении пяти лет, я заметила тенденцию: очень многие говорят о том, что в Архангельске интересно находиться, и сюда хочется возвращаться. Естественно, мы не живём от фестиваля к фестивалю, просто их должно быть больше. Мы не  ограничиваемся рамками одного лишь фестиваля или одного форума.

Екатерина: Подобные встречи являются катализаторами развития культуры. Если, конечно, мы говорим об инновативном искусстве и об инновативной культуре.

Чтобы бурлило!

— По мнению экспертов, искусство в общественном пространстве, работает с конкретным городским контекстом, и создает продуктивные изменения. Это то, к чему вы стремитесь?

Екатерина: Лев Выготский (и не только он) говорил о об общественной природе искусства. Художник или музыкант являются отражением общества, в котором они живут, через свою систему чувств, через форму и смыслы. Искусство питается из контекста. Русский авангард, который вошёл в историю мирового искусства, интенсивно развивался в 1920-е годы — когда всё кипело, когда появлялись инновации. Для развития творческого импульса необходимо кипение, — чтобы бурлило!

— Получается, форум это кипение спровоцирует?

Кристина: Мы хотим заявить о себе, и в территориальном смысле тоже, о том, что здесь что-то происходит. Это очень важно показать. Искусство не дислоцируется исключительно в столицах и городах-миллионниках — в центральной России, в Сибири, — но это происходит и у нас тоже, потому что у нас очень большой регион и кладезь того, с чем важно и нужно работать.

— И с чем важно работать?

Кристина: Конкретно в рамках форума мы говорим о знаниях, — не академических! — которые передавались из поколения в поколение, — локальных знаниях.

Екатерина: Если говорить о профессиональном, высококачественном искусстве, если говорить языком продюсера, — интересно экспортное качество. Мы делаем то, чего еще не было в этом городе. Это можно сравнивать с тем, что делает Тим Дорофеев или Виктор Панов. Мы — представители следующего поколения.

На форуме будет много дебютных проектов, например, новый лейбл «Future We Deserve», который только появился. Группа «Cosmic Hurricane» представит свой первый альбом. Сотрудничаем с Владиславом Дреко из сообщества «Архитектура и градостроительство». Таких ребят очень много, но у них нет площадки для встречи. В Норвегии такие площадки существуют постоянно, молодёжь встречается. Здесь, конечно, многое сконцентрировано вокруг САФУ. Это ресурсный центр талантов. Конечно, это одна из причин, почему мы вообще взялись за такой риск, — немножко расширить это всё.

Первый подобный форум — «Современное искусство на Европейском Севере» — прошёл в ноябре 2014 года. Наши коллеги — Корнелиус Штифенхофер и Юлия Медведева — проделали большую работу, мы им очень благодарны. Форум был местом встречи художников из различных стран и местных художников. На этот раз будет включена музыка и популярная культура, расширится география участников, а также пополнится список партнёров. На форуме речь пойдёт и о советских художниках (например, об Иване Архипове), и о тех, кто делал фестивали в городе в 1990-е и 2000-е, и о совсем юных, подающих надежды.

Здесь важно понимание процессов в искусстве вообще. Сейчас уличные художники будут принимать участие в граффити-мероприятии в качестве волонтёров. Если мы ведём речь о профессиональном искусстве, художник должен получать гонорар. Искусство — это не хобби, а работа. В Норвегии художник создает произведения для жителей города, это социальный проект. Он получает оплату за труд, как любой другой работник. Так было в советском Архангельске. Если нас интересует развитие искусства, то понимание экономических предпосылок является необходимым. Ответственность специалистов — поставить такие вопросы на повестку дня. Впрочем, многое изменилось в городе в плане искусства, и меняется каждый день. 

Екатерина Шарова: «Мы делаем то, чего еще не было в этом городе. Это можно сравнивать с тем, что делает Тим Дорофеев или Виктор Панов».Екатерина Шарова: «Мы делаем то, чего еще не было в этом городе. Это можно сравнивать с тем, что делает Тим Дорофеев или Виктор Панов».

Долгосрочная инвестиция

— А что изменилось?

Екатерина: Улучшилось экономическое положение жителей, и, в соответствии с этим, есть запрос на качественную культурную продукцию. В то же время много глобальной конкуренции — с коммерческой музыкой и искусством. Локальные музыкальные производители сейчас остаются в тени. Например, группа «Moon Far Away» — это гордость региона, во многом в той же мере, как и Северный хор, представляет регион в таких конкурсах, как «Russian World Music Awards». Но её лидер работает не по специальности, а ведь это один из лучших наших музыкантов. В России, по моим наблюдениям, культурное производство идёт по плановым рельсам: запланировано некое количество фейерверков в год. Если бы на эти деньги учредили стипендии молодым музыкантам — то думается, что это было бы вложение, долгосрочная инвестиция в то, чтобы самые талантливые реализовывались в регионе.

Норвежский джаз и северная песня

— «Площадка для диалога» — звучит довольно-таки абстрактно. А план мероприятий есть?

Екатерина: В выставочном зале пройдёт интереснейшая, уникальная для России выставка «Возвращение Красной Армии» российско-норвежского куратора Ивана Галузина, которую он делает совместно с Северо-норвежским музеем. Галузин родился в Мурманске и в подростковом возрасте переехал в Норвегию. 

Гостиные дворы станут площадкой для выставок, презентаций и дискуссий. Для нас ключевым моментом является создание новых произведений искусства по итогам резиденций (художники предварительно ведут исследование городской среды, мифов, артефактов, легенд, историй города), которые будут показаны на площадках-партнерах в дни форума. Будет также проект «Кинотеатр Хартум» художника Фадлаби, презентующий развитие кино в Судане. 

В «Колесе» будет возможность послушать лучшие коллективы из Мурманска и Архангельска и пообщаться с гостями. Особенно хочу порекомендовать группу «Птица» Тимура Мизинова и Виктора Скорбенко из Мурманска.

Кристина: Уникальность выставки «Возвращение Красной Армии» заключается, прежде всего, в том, что с одной стороны, она помогает раскрыть исторические моменты с помощью современного искусства, подкрепленного артефактами военных лет, а с другой — ломает сложившиеся стереотипы. Зрителю будет предложено найти собственные смыслы.

Екатерина: Кроме того, 21 сентября в САФУ пройдёт семинар по дизайну с российскими и скандинавскими исследователями и практиками из Норвегии и Дании, и затем в тот же день — концерт открытия. 

Кристина: В нём вызвался поучаствовать художественный руководитель фестиваля «Urband Camp» Халлгейр Педерсен. Он выступит с одним из наших локальных хоров. Визуальная часть проекта — это уникальные дореволюционные фото Севера России. Это будет междисциплинарный проект.

Екатерина: Да, Халлгейр — один из главных джазовых гитаристов Норвегии, который выступает на мероприятиях уровня «Грэмми» и «Оскар». Он живёт в своей небольшой деревне на севере Норвегии — но выступает и в Европе, и в США, и в России. Совместно с народным хором из Архангельска он создаст диалогическое шоу, которое будет рефлексией о нашем общем прошлом. Я отправила Халлгейру записи северных песен, чтобы он узнал больше о поморской культуре, которой интересуется. Это культура, посыпанная пылью, её практически никто не знает за пределами России, да и знаем ли мы ее сами в достаточной мере, когда столько конкуренции от глобализованного, унифицирующего культурного рынка? 

Кристина Грищук: «Искусство не дислоцируется исключительно в столицах и городах-миллионниках. Это происходит и у нас тоже».Кристина Грищук: «Искусство не дислоцируется исключительно в столицах и городах-миллионниках. Это происходит и у нас тоже».

Территория смыслов

— А почему именно Арктический форум? 

Кристина: Прежде всего, хотелось бы рассказать об Арктике, как о территории, где человеку уделено ключевое внимание. 

Екатерина: Мы живем на этой территории. Форум международный. Нам нужно название, которое бы привлекло сюда интересных художников. Речь идёт об осмыслении человеческого присутствия в северных регионах и прошлого наших родителей, дедушек, бабушек. 

— Тем не менее, страны-участницы не только северные…

Екатерина: В основном участники приедут из стран Скандинавии, однако некоторые родом из Греции, Литвы. Специфика работы культурного производителя — в динамике: сегодня в Берлине, завтра в Нью-Йорке, после завтра — в Греции. Например, Джоана Гелазите, для которой путешествие поездом в России «будет большим приключением», как она говорит, родом из Литвы, но два года живёт в Осло, а где она будет через год — неизвестно. 

— В чем, по-вашему, своеобразие форума?

Екатерина: В России и за ее пределами проходят биеннале, но смыслы сегодня создаются не там. Смыслы — в городе, в жизни вокруг нас, в нас самих. На форум приедут как известные международные художники, который выставляются в Tate Gallery и на Bergen Assembly и других знаковых европейских площадках, так и молодые российские художники — нередко сами выходцы из регионов. Например, Анастасия Вепрева или Дима Филиппов, у него самоорганизованная галерея «Электрозавод». Или Вова Чернышев из Нижнего Новгорода, который занимается темой заброшенной деревни. 

Если мы говорим о культуре, как о производстве, то этот форум, конечно, является инновацией. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.