В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/3
Общество
Красота и гармония «сломанных», но не сломленных

Красота и гармония «сломанных», но не сломленных

16.05.2016 05:05Мария АТРОЩЕНКО
В Гостиных дворах открылась выставка «Акрополь: Как я нашел своё тело».

Выставка проходит в рамках фестиваля «Без границ» при поддержке регионального министерства культуры и Корпорации развития Архангельской области.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

По словам автора проекта Янины Урусовой, идея выставки возникла уже в разгар работы над линейкой одежды для «особых» людей «Bezgraniz Couture», когда назрела необходимость менять что-то в головах у спонсоров. При этом, сначала, весь проект мог пойти проторенной дорожкой — как история о преодолении и силе духа.

— Но я сказала: «Нет, послушайте, сила духа и преодоление — это то, о чём все говорят, что и так понятно, что уже набило оскомину. Но физическая красота тела — это тоже очень важно. И мы перешли на греческое искусство. Я после этого шла в Москве по Кривоколенному переулку и увидела плакат с Пергамским алтарём Зевса. И у меня сразу всё сложилось в голове, — рассказала Янина.

Фотографировала героев проекта фэшн-фотограф Ирина Бордо.

Фото Ирины БордоФото Ирины Бордо

Венере можно, а им нельзя?

На открытии выставки в Архангельске присутствовала одна из героинь — Алёна Волохова, президент благотворительного фонда «Подари любовь миру», член центрального совета Всероссийского общественного движения «Матери России». Четыре года назад в результате аварии Алёна лишилась руки и ноги.

Уже спустя полгода после выписки из института Склифосовского она шла по подиуму международного показа мод проекта «Bezgraniz Couture». «Акрополь», по словам Волоховой, стал для неё переломным моментом:

«До этого проекта я смотрела в зеркало и видела, что всё не так: нет просто половины меня. А мне ещё обрезали мои густые длинные волосы… Когда я посмотрела на себя со стороны, я поняла, что я красивая женщина. И я себя полюбила».

Словом, основной посыл выставки: почему безрукому изваянию Венеры можно считаться идеалом красоты, а живым, по-своему уникальным людям — нельзя?

Всего в древнегреческие статуи перевоплотились пять молодых мужчин и женщин. В основном, это, конечно, спортсмены — пловцы, следж-хоккеисты, футболисты. Например, двукратный призёр Паралимпиады и рекордсменка мира в 25-метровом бассейне Ирина Гражданова.

Но есть в «Аркополе» и люди, не имеющие отношения к профессиональному спорту. Как не сказать про Анастасию Романовскую!

Анастасия Романовская. Фото Ирины БордоАнастасия Романовская. Фото Ирины Бордо

— Конечно, я сравниваю себя с другими девушками. Что-то у меня лучше, например, ресницы, — говорит она в фильме о проекте. Красивая. Живая.

У неё была саркома, ампутировали ногу, чтобы не пошли метастазы. Но они пошли по всему телу. До открытия и презентации выставки Анастасия дожила, а до своего 28-летия — нет.

Фото Артёма КелареваФото Артёма Келарева

Предложение руки и сердца

Интересно, что почти все маленькие работы выставки были сделаны за кадром съёмок центрального панно, они, как говорят в модной фотографии — это бэкстейдж. 

Мне особенно понравилась неприметная на первый взгляд, висящая в уголочке, фотография. Изображенная на ней девушка с тихой детской улыбкой смотрит на свою поднятую руку. Это нам может показаться: подумаешь, мол, руки что ли не видела? А человек, у которого чего-то нет, начинает ценить то, что есть.

Эти фотографии, действительно, служат своего рода прелюдией к собственно акропольскому полотну. В Гостиных дворах, отдавая дань уважения этой монументальной работе, вывесили её в отдельном зале.

Впрочем, в центральном панно поражает не столько монументальность, сколько какая-то общая умиротворённость лиц героев.

Эта выставка с намёком на эстетику Эллады, — это одновременно и аллюзия, и оксюморон. Почему оксюморон, почему сочетание несочетаемого? Да потому, что в Древней Греции был культ не только красивого, но и здорового тела. Так что, наверное, древним грекам герои проекта, у которых нет руки, ноги или обеих ног, красивыми и сильными не показались бы. И слава Богу, что мы не древние греки, мы-то понимаем, мы-то видим… По крайней мере, теперь.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.