Друзья и почитатели архангельского громогласного гиганта собралась в камерном зале Поморской филармонии не только по случаю его именин, но и на открытие традиционного фестиваля «Похвала органу».
Орган появился в Архангельске в 1991 году в разгар развала СССР. Эту историю становления Архангельска органной столицей Севера, которая сейчас воспринимается как чудо, вчера под сводами Кирхи припоминали не раз. С тех пор много воды утекло, но великан здравствует и продолжает волновать северян своими раскатами. С 1991 года в камерном зале филармонии прошло более 500 концертов, на которых сыграли свыше 200 органистов из России и из-за рубежа.
От имени губернатора Архангельской области Игоря Орлова и министра культуры Вероники Яничек имениннику отдал честь вице-глава минкульта Алексей Павлов.
— Это абсолютно уникальный инструмент, в мире нет больше такого органа, — сказал заместитель министра. — Специалисты фирмы «Аlexander Schuke» 25 лет назад сделали его специально для камерного зала Поморской филармонии. Даже внешний вид его соответствует специфике нашего региона: его уникальная отделка связана с традициями северной резьбы по дереву. 1991 год был очень сложным в жизни России, но, тем не менее, это было одним из чудес того времени: когда всё рушилось, здесь был создан прекрасный инструмент, который внёс очень большой вклад в развитие культуры нашего региона. Благодаря ему Архангельск знают выдающиеся музыканты мира.
Один из создателей архангельского органа Матиас Шуке.
Даём 500 лет
На открытии фестиваля чествовали и благодарили не только инструмент, но и тех людей, без которых бы его не было в Архангельске: директора органостроительной фирмы «Аlexander Schuke», переводчицу Татьяну Боровкину, тогдашнего директора филармонии Владимира Слесерева, первого архангельского органиста Виктора Ряхина и экс-главу региона Павла Балакшина.
Немецкий мастер Шуке обнадёжил любителей инструмента: при должном уходе орган может петь до 500 лет. Вот, например, сейчас старейшему инструменту фирмы — 394 года. А северный орган, по словам специалиста, работает отлично, несмотря на сложный климат.
— Когда мы строили орган, это было очень трудное время, необходимо было решить массу проблем, — рассказал Матиас Шуке. — И я с благодарностью думаю о тех, кто лично участвовал в реализации этого проекта, особенно — Владимире Слесареве. Есть изречение, известно и в Германии, и в России: «У музыки нет границ». Но в Архангельске такая граница была, потому что не было органа. Для органиста это критично: он не может привести инструмент с собой. И вот уже 25 лет Архангельск является родиной органной музыки, здесь она нашла заинтересованного слушателя. Мы, органостроители, очень гордимся тем, что в этом городе инструмент так высоко ценится.
Виктор Ряхин: «Орган создал в Архангельске новое измерение».
Почётный гражданин и Вифлеемская звезда
С большим вдохновением и романтическим настроением о своём друге-органе говорил Виктор Ряхин. Инструмент появился в Архангельске, благодаря смелым мечтателям, отметил музыкант. По сути, его речь стала своеобразной одой мечте.
— Было столько аргументов «против», но был один очень важный «за», — сказал маэстро. — Это была мечта. Только мечта позволяет раздвигать пространство и идти вперёд. Я уважаю людей с опытом, но я люблю людей, у которых есть мечта. У тех людей, которые стояли во главе строительства органа, была мечта. То, что мы сделали, было бы невозможно без серьёзной поддержки тогдашних политиков, и я думаю, они тоже были заражены этой мечтой, и вот результат!
Когда в Архангельске появился орган, культурная жизнь совсем по-другому пошла, сказал Ряхин:
«Орган создал в Архангельске новое измерение, благодаря ему у нас в жизни появилось очень много впечатлений, которые были недоступны нам раньше. Это были и литературные гостиные, и концерты мастеров, которые приезжали из разных стран мира, что называется, все флаги в гости к нам. Вы знаете, у меня иногда напрашивается такое сравнение: орган был, как вифлеемская звезда, которая появилась на тёмном небосводе и осветила всё. Орган дал очень многим людям свет надежды. Орган стал гражданином города, он разделил с нами очень трудное время».
Павел Балакшин.
Решили вопрос
С душой о короле инструментов и истории его появления в столице Севера говорил и Павел Балакшин. Орган приехал в наш город, когда, казалось бы, было совсем не до высокого.
— Потерялись все связи, — вспоминал Балакшин. — В 1990 моя работа в должности председателя облисполкома началась с того, что мне принесли талоны на соль и сахар. Когда мы покупали орган, сколько мне козней тогда строили! Говорили: «Это же сколько ветеранов на эти деньги можно завтраками накормить?». Но ведь ты поел и забыл, а орган будет вечность стоять.
По словам бывшего губернатора, покупка органа прошла не без неожиданностей:
«Договор с ГДР был уже практически подписан: мы давали лес, а они нам — орган. Но случилось такое, что Германия стала единой, и нам сказали: „Лес ваш нам не нужен, давайте за валюту“. Встал вопрос, где взять валюту, всё-таки деньги это были огромные. Но несмотря на это, мы нашли возможность, и купили орган».
А о том, на что способен юбиляр в свои годы, меломанам Архангельска напомнил заграничный гость — знаменитый титулованный органист, тоже, кстати, немец, — Матиас Айзенберг. Первое отделение он посвятил Баху, а второе — импровизации на тему «Оды к радости» Бетховена.
Органные вечера на этом не заканчиваются. 22 сентября за инструмент сядет Виктор Ряхин, а закроют фестиваль органист Ульф Нильсен и кларнетист Георг Райс.
Фестиваль открыл знаменитый титулованный органист Матиас Айзенберг.