Общество
Сергей Самодов: «Революции не будет»

Сергей Самодов: «Революции не будет»

27.06.2016 10:51Эдуард СОКОЛОВ
Новый директор Архангельского театра имени Ломоносова дал эксклюзивное интервью ИА «Регион 29».

Итак, свершилось, у руля главного театра Архангельской области встал новый руководитель. Сергей Самодов — личность яркая и известная. Северодвинец, прошедший серьёзнейшую журналистскую школу в городских и областных СМИ, шоумен и музыкант, владелец мужского парикмахерского салона, экс-директор Приморского театра оперы и балета (сегодня — Приморский филиал Мариинского театра во Владивостоке), муж и отец. С сегодняшнего дня он определяет творческий и коммерческий курс областного учреждения.

Сергей Самодов: «Мне больше нравится решать проблемы, брать ответственность за результат, нежели работать в тепличных условиях». Фото Артёма КелареваСергей Самодов: «Мне больше нравится решать проблемы, брать ответственность за результат, нежели работать в тепличных условиях».

— Сергей, зайду с козырей. Твоё возвращение вызвало немало толков. Всё-таки во Владивостоке твоя карьера складывалась более чем удачно, и вдруг — как в песне Гребенщикова «назад в Архангельск». Это было отступление?

— Вернуться в Архангельск было осознанным решением. Мне посчастливилось в течение полугода плотно работать совместно с руководством Мариинского театра. Такой опыт дорогого стоит. Мы провели непростой во всех отношениях переход коллектива Приморского театра оперы и балета из краевого в федеральный статус — Приморский филиал Мариинки. Разработали концепцию развития, которую поддержал Валерий Гергиев. Кстати, большинство идей этой концепции актуальны и для Архангельского театра драмы.

Валерием Абисаловичем было принято, на мой взгляд, вполне логичное решение — поручить управление Приморской сценой одному из своих заместителей — Ирине Ткаченко. Тем более, что за плечами Ирины Болеславовны более чем успешный опыт создания и многолетнего управления концертно-театральным центром «Югра-Классик». Скажем, если вы на практике знакомы с процессами слияния или поглощения, то такие кадровые изменения не должны вас удивлять. Мне была предложена руководящая должность, и это было мое решение отказаться, чтобы попробовать силы в своем деле.

По прилёту в Архангельск все планы действительно были связаны с реализацией малого бизнес-проекта. Но когда мне предложили принять участие в конкурсе на замещение должности директора архангельского театра, я согласился, потому что считаю преступлением не использовать полученные знания и наработанный опыт для развития области, в которой я родился. По современным меркам я могу показаться сентиментальным, но мне больше нравится решать проблемы, брать ответственность за результат, нежели работать в тепличных условиях. В зале заседаний в администрации Северодвинска на стене висит надпись: «Чем серьезнее задача, тем почетнее ее решить». Я всегда помню эту фразу, олицетворяющую жизнь почетных жителей города корабелов. Вернуться на родину — не значит отступить. Это значит, что сейчас здесь мои умения нужнее и сослужат более важную службу. 

— С театром во Владивостоке была связана довольно неприятная история по поводу неэффективного использования средств.

— Неэффективное расходование средств было до моего назначения. Как раз достаточно жёсткий акт контрольно-счётной палаты по деятельности театра в том числе и стал причиной моего назначения исполнительным директором, чтобы вернуть работу учреждения в границы плана финансово-хозяйственной деятельности. 

— Ещё один каверзный вопрос. Многие отреагировали на информацию о твоём назначении саркастически: мол, театр возглавил владелец парикмахерской…

— Закон не запрещает директору театра вести предпринимательскую деятельность. Я открыто декларирую свои доходы, плачу налоги, создаю рабочие места для молодёжи, за свой счёт провожу повышение квалификации сотрудников, недавно благоустроил территорию рядом. Ты уж сами выбери, какого из этих грехов я должен стыдиться. Как мне кажется, мне удалось создать яркое место. Именно наличие таких ярких и интересных мест в сфере услуг позволяет говорить о наличии благоприятной городской среды.

Театр и барбершоп — слишком разные сферы, чтобы иметь аффелированность. Считай, это хобби. А я ведь ещё пишу музыку и стихи, являюсь практикующим музыкантом. Если не считать более чем десятилетний управленческий опыт — тоже хороший повод для сарказма, не так ли?

— К слову, спрошу тебя, как бывшего коллегу по цеху, что в твоём понимании самый лучший пиар?

— Самый лучший пиар — это реальные дела. А еще не нужно бояться быть собой, быть искренним. Я — не боюсь.

Сергей Самодов: «Самый лучший пиар — это реальные дела».

Служить искусству и просвещению

— Теперь собственно о театре. Ждёт ли коллектив и само учреждение революция?

— В театр нужно приходить не революции устраивать, а служить искусству, просвещению. И без понимания этой миссии театра сделать его социокультурным центром области не на словах, а на деле невозможно. Я рад, что большая часть коллектива это понимает и, надеюсь, разделяет мои убеждения. Сплотиться, чтобы уверенным шагом двигаться вперед, вот чего не хватало театру. А для этого перед ними просто ранее не ставили четких ориентиров, не объясняли, куда движемся.

— А что касается собственно творческой составляющей?

— Я доверяю главному режиссёру Андрею Тимошенко. Также считаю, что худсовет как совещательный орган является важной дискуссионной площадкой. Нам удалось плотно поработать и спланировать, на первый взгляд, совершенно невозможное начало 84-го театрального сезона. Только до Нового года зрители увидят сразу пять премьер на основной и камерной сценах. Ещё восемь наименований в работе на вторую часть очередного сезона и далее.

Планировать на год вперед деятельность театра важно. Это синхронизация с ведущими театрами страны. Это стабильность, когда артисты понимают, что будут задействованы, для какой роли себя готовить; когда художественно-постановочная служба имеет возможность готовиться к спектаклям не в аврале, а планово; когда появляется возможность «долгих» продаж билетов. 

Свои плоды дает и возможность самостоятельной работы для артистов. «Варшавскую мелодию» Александра Дубинина зрители в этот раз признали лучшим спектаклем сезона. Спектакль «Блогер» подготовил Игорь Патокин по «Запискам сумасшедшего» Гоголя. Он откроет сезон на камерной сцене 1 октября. 2 октября мы покажем ещё одну премьеру — «Русскую народную почту» Богаева поставит Андрей Тимошенко. Вот так мы растянем открытие нового сезона сразу на два дня. Мне бы хотелось, чтобы эта лаборатория для артистов и дальше работала, и давала зрителю интересные постановки. При этом в театре останутся и многие полюбившиеся спектакли. Сейчас мы уже можем говорить о полноценном сезоне, когда театру будет, чем удивлять публику.

— А на практике гастролей актёров и музыкантов такой подход скажется? Ведь сегодня театр — это и одна из главных концертных площадок Архангельска.

— На сегодняшний день Архангельский театр драмы самая профессиональная площадка для проведения концертов. Но это не означает, что мы сейчас перепрофилируемся исключительно на концертную деятельность. Сначала мы планируем непосредственную деятельность театра, а затем свободные даты можем рассматривать под концерты. Такой приоритет. Не наоборот, как это было раньше. И, конечно, хотелось бы увидеть от организаторов концертов действительно качественных исполнителей. Неправильно думать, что на высокое искусства в Архангельске разучились ходить. Нельзя оболванивать зрителя или везти на театральную сцену формат клуба, или для неискушённого зрителя подменять искусство дешевым ширпотребом. В Архангельске есть две ниши, которые остаются незаполненными: цирковое искусство и серьёзные классические формы. Технически театр может принять и то, и то.

Сергей Самодов: «Театр не просто должен менять человека, он должен делать его лучше ». Фото Артёма КелареваСергей Самодов: «Театр не просто должен менять человека, он должен делать его лучше».

Театр — не место для интриг

— Как ты думаешь, появление нового, молодого и деятельного директора, скажется на имидже театра?

— Мне кажется, это обоюдное влияние. Хотя зрители приходят на спектакли, на актёров, на режиссёров, а вовсе не на директора. Они являются настоящими лицами театра. Директор — лишь строгий помощник в служении искусству. Но имидж театра для публики должен быть именно в той атмосфере творчества, я бы даже сказал, со-творчества, когда зритель после спектакля выходит с желанием создавать. Театр — это лишь начало эстафеты, в которой в качестве эстафетной палочки выступает творческое действие. Театр не просто должен менять человека, он должен делать его лучше. Открытый, незабронзовелый подход к делу, когда классика и современный подход являются эффективным симбиозом.

— А как коллектив примет такого неуспокоенного директора? 

— Если кто-то пришёл в театр интриговать, то он просто ошибся с местом работы. Повторюсь, миссия театра в служении искусству и просвещении. Это серьёзная кропотливая работа изо дня в день. Мне важно донести до коллектива наши цели и задачи, важность не только здесь и сейчас, но и в перспективе нашей деятельности как театра, как социокультурного пространства. Театр, впрочем, как и любая работа, это не то место, где ты можешь позволить себе просто проводить время. Это место, где ты должен делать результат.

— Во Владивостоке именно так работал коллектив театра? 

— Во Владивостоке была интенсивная работа. Театр оперы и балета строился с нуля. До этого там была только Приморская филармония и Тихоокеанский симфонический оркестр. Конечно, привлечь публику, чтобы в её привычку вошло посещение оперы и балета, было сложной задачей. И тут было важно понять менталитет жителей Владивостока: предприимчивые, активные, когда от идеи до её воплощения минимум времени, потому что если не ты воплотишь идею, то ей уже займется кто-то другой.

— Ну, а у нас? 

— В Архангельске жизнь течёт более размеренно. И, к сожалению, эта размеренность сказывается и на деловой активности. Многое может переноситься на после обеда, на завтра, на следующую неделю. Я так уже не смогу.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.