Сами-то приключения коротыша-непоседы в интерпретации Петра Николаевича остались «каноничными»: рисование карикатур на жителей Цветочного города, неудачные попытки рифмоплетения и травмоопасная поездка на автомобиле. Да и авторский текст Николая Носова тоже передан слово в слово.
Но автор и исполнитель даёт этим приключениям — злоключениям новую жизнь и нерв, заостряя внимание на взрослом подтексте остроумной детской сказки.
Жанровая принадлежность сценического действа так, с наскока, не определишь. Назовешь музыкальным спектаклем, а всё равно чувствуешь — что-то не сходится… Рок-оперой — совсем не то! Думается, единственный выход — назвать происходящее музыкальным чтением.
Читает Пётр Мамонов зубодробительный речетативом — хотя порой переходит и на крик, — предельно ритмизованным и оттого чрезвычайно музыкальным. Изменения мелодии делят сценическое действо, словно на главы в книге.
Лидер ансамбля «Совершенно новые «Звуки Му» берёт на себя одновременно роль и рассказчика, и главного героя, и всей братии второго плана — Знайки, Тюбика, Гусли, Винтика. Смотрится это жутковато, когда под забойную ритм-секцию Мамонов начинает говорить за двоих.
В постановке отщепенство Незнайки возводится в превосходную степень. На первый план выходит одиночество этого маленького человечка и одновременно — человечища. Этот буйный экспериментатор и неуч, творец и разрушитель, становится чуть ли не проекцией типичного для русской литературы героя — «лишнего» человека.
И было слово
После двухчасового выступления Пётр Николаевич, которому в апреле исполняется 65 лет, ещё добрых минут сорок общается со зрителями. Или — проповедует?
— Этот Незнайка, он был не такой, как все — одинокий, маленький, странный человечек. Стихи — хотел, музыку — хотел, рисовать — хотел, а всё, говорят, не так. И одевался не так, и шофёром — не так. Видите, как одиноко…
Мне кажется, это вещь такая, где можно задуматься: «Вот дядька там играет что-то. А я? А мне тоже одиноко, опять ночь, и эти наркотики кругом, и как мне быть? И я один, и мне 17 лет». Я, что, не знаю? Родители: «Мэ-мэ-мэ…». Бабушка: «Не слушай маму!». И как в этом аду жить? Я очень сочувствую молодым людям, я их очень люблю. Они умные, хорошие. Мне рассказывали: собрались в комнате пятеро молодых и — что они делают? — переписываются, рядом сидят и переписываются.
— Мы-то не такие… — говорит один из зрителей.
— Какие родители, такие и дети. На осинке не растут апельсинки. Поэтому надо говорить не «Как быть с нашей молодёжью?», а «Как быть с родителями?». Молодёжь у нас чудесная, лучше, чем были мы раз в семь.
И вот они в капюшонах ходят, их все обманули, они никакого не слушают, а я как бы это — рок-н-ролл… Раз — запало в душу. Они же бедные очень, несчастные, одинокие. А мы, чего, будем там, на своей работе?
О малых делах
— Жизнь очень жёсткая. Но всё равно, очень много людей, которые устремляются к добру, и ради них Бог этот мир держит. Вообще ничего важнее, чем общение с людьми, нет. Звонит мне в полвторого ночи человек, а у него и там, и сям — облом. Я ему что-то сказал, — ему легче. А мне, что, трудно? Вот так приходится жить, каждый день что-нибудь маленькое делать. Благодать Божья заключается в одной немытой тарелке. Помыл потихонечку, чтоб мама не видела — всё, день прожит недаром.
Вот мы сейчас вам что-то спели, вы послушали. Это Богу угодно, мы во имя любви это сделали, поэтому — пост, не пост, «я не ем» — это всё бред. Надо, чтоб сердце было чистым, чтоб я вас любил, вам отдавал последние силы, а вы — мне.
Надо не отрицать, а утверждать. Не спорить, не тряпками махать, а утверждать. Созидать. И заниматься собой надо. От этого и мир будет меняться. Какой каждый из нас — Машенька, Петечка, — такой будет и мир.
Об ужасах жизни
— Столько смен различных эпох наше поколение застало, это так удивительно! У меня есть фото — я в детских яслях под портретом Сталина. Я ещё жил при Сталине, не фига себе! При этом убийце… И до сих пор у нас памятники стоят. В Берлине — памятник Гитлеру… С этим приходится жить, с этим приходится рядом быть. С этим ужасом, с этими военными, с этой стрельбой бесконечной, с этой силой, с этими кричащими дядьками-политиками. Но есть всякие, есть и там хорошие люди. Говорят, что в сталинских лагерях можно было жить потому, что среди тех ужасов были нормальные люди.
О семейном благополучии
— Мудрые нам всё сказали: «Гневаться и раздражаться — есть ни что иное, как наказывать себя за чужие глупости». Когда с женой у меня что-нибудь не так, я — раз, и думаю: «Я сейчас буду себя наказывать… И опять мы будем по углам сидеть». Во-от, а дьявол-то руки потирает: «Ты прав». Где правда твоя, там вся твоя вонь и находится. Отдай всю свою правду за мир в семье. За этого ребёнка, пусть он опять напился, опять хамит… Его любить надо, что его бить? Вот он такой, каков есть. И, оказывается, на любовь откликается.
О будущей жизни
— Жизнь, ребята, — дело серьёзное. Время пока ещё есть, надо думать о том, что будем делать в четверг, если умрём в среду. Я перед зеркалом стою и думаю: «Алло, парень, ты что вообще за человек? Кому-нибудь с тобой хорошо?». Если наберём в себе — искупить, простить, помочь, — значит, этим будем радоваться. Это все блёсточки будущей жизни. Господь ведь не дядька с палкой, он нам хочет дать царство, где он будет царем, где солнце будет сиять, где будет совсем другая жизнь. Я думаю: «Ничего себе, хочу туда».
Отцы сто томов написали, как это сделать. Начинаешь делать, смотришь — работает! Заповедь иду исполнить — Бог приходит прямо в сердце ко мне. Кайфую. Я всю жизнь искал кайфа — нашёл.
Вот Он такой кроткий, молодой человек 33-х лет. Жил в человеческом теле, страдал, исцелял всех, а его палкой по носу ударили, повесили и наплевали ещё, поиздевались… Когда опять что-нибудь сделаешь, — ужасно Его обижать, Его расстраивать. И из этого стыда вдруг рождается: «Нет, я не буду, не хочу и не надо. Я хочу к Нему. Я хочу с Ним».
О поэзии и клоунаде
— Есть ли в искусстве и для Вас лично запретные темы? — спрашиваю я, когда круг собравшихся заметно сужается.
— Зависит от того, на какой ступени стоит художник. Я как жил, так и писал. Поэтому я не люблю ни тот свой период жизни, ни те свои песни. Но стихи того времени были хорошие. Сейчас я издаю большую книжку своих стихов — страниц на триста, всё-всё хочу там собрать. Вообще я себя позиционирую как поэта, а не как музыканта или актёра. В первую очередь у меня — поэтическое видение мира: я и мир, и как он действует через меня, и в каких-то художественных формах я это выражаю.
Ну, а с детства я умею двигаться хорошо, как клоун выступаю. Клоун — очень почётное звание. Вот наш любимый Юрий Владимирович Никулин, например. Я жил там, на Цветном бульваре, возле его цирка. Когда хоронили его, остановилось движение в целом городе. Они никогда ничего себе не брал, всё — людям, что ни попросят. Безотказный был человек. Святой. В коммуналке жил, уже после «Кавказской пленницы». Насильно ему квартиру дали.
Вот, как будешь жить, такое будет и творчество. Господь, вишь как, он может даже из такой дряни сделать артиста. Из такой гадости он вывернул так, что это кому-то на пользу. Когда от доброго доброе рождается, — это обычное дело. А вот, когда из такой гадости — хорошее… Это Бог меня провёл через эти пьянки, эти страдания. Пушкин нам всё сказал: «Я с отвращением листаю жизнь свою, но строк позорных не смываю».
информационное
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева