В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/20
Общество
Фестиваль уличных театров. День второй

Фестиваль уличных театров. День второй

23.06.2016 17:22Мария АТРОЩЕНКО
В этом выпуске — перипетии семейной жизни аргентиниских циркачей, бразильский карнавал для детей и взрослых, а также Максим Диденко, прошедший путём Каина, и Архангельск, прошедший путём Диденко.

Выступление аргентинского циркового дуэта Котсани и Венди на площади перед театром драмы словно вернуло фестиваль уличных театров к истокам — к площадному театру, к представлениям бродячих артистов и циркачей, разъезжающих по средневековым городам и весям в повозке.

Представление дуэта называется «Peligro en vivo» — «Опасность жизни». По нехитрому сюжету опасности подстерегают наших героев в любви. Он, Котсани, — типичный мачо, любитель поиграть с ножами и хлыстом. 

Вот он какой — Котсани. Фото Артёма Келарева Вот он какой — Котсани. Фото Артёма Келарева

Она, Венди, — наивная, смешная девчонка в больших очках и пером на голове. Да ещё и темперамент у обоих будь здоров. 

А вот и она — Венди. Фото Артёма Келарева А вот и она — Венди. Фото Артёма Келарева

Словом, отношения получаются взрывные.

Пожар страстей. Фото Артёма Келарева Пожар страстей. Фото Артёма Келарева

Артисты разбили представление на несколько отрезков. Конфетно-букетный период у пары проходит по принципу кнута и пряника, причем кнута — в прямом смысле. Все подаренные своей Дульсинее розы Котсани безжалостно рассекает на части хлыстом.

А когда начинается совместная жизнь, начинаются и ссоры, причём с огоньком. Эту главу своей истории циркачи озаглавили бескомпромиссно — «Любовь — это огонь, который не выжигает». Огня на площади перед драмтеатром, действительно, было предостаточно. Всю огневую мощь на себе испытал Котсани, а наш фотограф Артём Келарев ему ассистировал. Под «занавес» аргентинский мачо так разошёлся, что задышал огнём.

Словом, может, и «не великие таланты, но понятны и просты», и следить за этой парочкой — одно удовольствие. В следующий раз Котсани и Венди совьют любовное гнёздышко 23 июня, в 18:00, на площади Мира и в 20:30 перед драмтеатром.

Бразилия рядом

Выступления красавиц и красавцев из «Raiz Brazil Dance Company» вызывают у архангельской публики неугасающий интерес: причём, и детский, и женский, и, само собой, мужской. Оно и понятно: северные жонки так плясать не умеют и перьев разноцветных с блёстками не носят.

На первом плане — Джониа Макклейни На первом плане — Джониа Макклейни. Фото Артёма Келарева

Как нам рассказала арт-директор коллектива Джониа Макклейни, на параде «Raiz Brazil» танцевал классическую бразильскую самбу, но вообще в свои выступления они стараются привносить элементы театра. 

Кстати, северное гостеприимство танцоры на себе уже ощутили. На параде, открывавшем фестиваль, их встречали так тепло, что даже одно перо из головного убора вырвали.

А вчера заморскими красавицами особенно заинтересовался один местный пожилой помор. Даже в очередь за автографами встал и спросил: «По-русски, чай, пишете?».

Столкновение культур и поколений. Фото Артёма Келарева Встреча культур и поколений. Фото Артёма Келарева

Сегодня карнавал продолжится: на этот раз «Raiz Brazil» выступят на площади Мира в 19:30.

Арт-хаос

Главный событием второго дня, а, может, и всего фестиваля, стала премьера уличного спектакля «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» Максима Диденко

Представление поставлено, как по учебнику синтетического театра, в котором лицедейство органически сплетено с музыкой и хореографией. Кроме того, «Каин» взял на вооружение принцип маршрутного театра и периодически перемещался, заставив зрителей за собой побегать. Так что с одной точки уличный спектакль смотреть было довольно-таки проблематично. Так в результате и доехала до площадки для скейтеров, где выросла то ли башня, то ли маяк. 

Сконструированную режиссёром вселенную так запросто не отнесешь к конкретной эпохе: то ли первобытное общество, то ли постапокалипсис, а то и вовсе аллюзия на «Безумного Макса». 

Экспрессивный Александр Берестень. Фото Артёма Келарева Экспрессивный Александр Берестень. Фото Артёма Келарева

Впрочем, такая потерянность во времени есть и в первоисточнике: наряду с Прометеем и сотворением мира там упоминаются паровые котлы, ружья и прочее железо.

Действо, развернувшееся на Красной пристани, было довольно хаотично. Но нетрудно представить, сколько репетиций и тренировок потребовалось, чтобы этот хаос смотрелся реалистично и оставалось ощущение спонтанности!

Огромное значение в спектакле отведено стихиям: не как лишь спецэффектам, а как символам. Вода и огонь — две изначальные силы, символы жизни и смерти одновременно.

Крещенье огнём. И водой. Фото Артёма Келарева Крещение огнём. И водой. Фото Артёма Келарева

Согласно первоисточнику Максимилиана Волошина, именно от воды, от мирового океана жизнь на земле и началась:

В начале был единый Океан, 

Дымившийся на раскаленном ложе. 

И в этом жарком лоне завязался 

Неразрешимый узел жизни…

Огонь в этой космогонии имел не менее важную роль. Именно он «из зверя выжег человека». Наверное, потому один из актёров Молодёжного театра весь спектакль проходил в золочёной маске носорога: в напоминание об утерянной звериной сущности. Больше того: огонь — и есть человек:

И человек сознал себя огнем, 

Заклепанным в темнице тесной плоти.

Спектакль вообще-то не разговорный — скорее, танцевальный и шумовой, — но поэтическое слово Волошина там всё же звучит. Фразу «Пересоздай себя» из главы «Мятеж» актёры выкрикивают в рупор, как лозунг или боевой клич, — всё равно, что пиратское «Свистать всех наверх!».

Ближе к концу исполнитель одной из ролей Степан Полежаев, который недавно сыграл семинариста в новом «Вие», практически полностью зачитал главу «Суд», и это было похоже то ли на проповедь, то ли на отповедь.

Когда всё заканчивается, вся команда спектакля собирается вместе и начинает плясать, прыгать и бесноваться, шлепая по лужам. Вместе с главным вдохновителем и рулевым — Максимом Диденко. Вот бы все спектакли так заканчивались!

Премьера удалась! Маэстро доволен. Фото Артёма Келарева Премьера удалась! Маэстро доволен. Фото Артёма Келарева

Кстати, премьера премьерой, но следующие показы «Путей Каина» не заставят себя ждать. Вот сегодня, например, на том же месте, в тот же час — в 21:00 на Красной пристани.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.