Выход картины в марте 2016 года сопровождался конфликтом: Снежкин остался недоволен тем, что осталось от неё после монтажа. Поэтому в столичных кинотеатрах «Контрибуция» шла в двух версиях — сокращённой и режиссёрской. И вне конкурса пятого международного кинофестиваля «Берегиня» Сергей Снежкин показал полную версию ленты.

Если бы не эксклюзивный показ в Архангельске 10 декабря, северяне бы ещё нескоро увидели «Контрибуцию», потому что в прокат в наших кинотеатрах она не выходила — ни в сокращённой, ни в полной версии. Осталось бы ждать показа расширенной версии по «Первому каналу», который анонсировал Сергей Снежкин.

Действие ленты разворачивается в Перми в 1918 году. Молодой белый генерал Анатолий Пепеляев (его играет единственный москвич каста — Максим Матвеев) освобождает город от «красных». Ставка Верховного правителя Колчака передаёт: надо идти на Вятку. Но армия разорена: нет ни орудий, ни шинелей, ни фуража. Писатель-биограф капитан Шамардин советует генералу наложить контрибуцию на городских коммерсантов. Обольстительная вдова Чагина (Елизавета Боярская) откупается роскошным бриллиантом, который на следующий день — о, ужас! — бесследно исчезает. И оказывается, что раскрыть дерзкое ограбление может только давний друг-враг Пепеляева — Андрей Мурзин (Илья Носков), который когда-то он увёл у него невесту. А вначале фильма Пепеляев, сам того не зная, приговорил Мурзина, как «красного» следователя, к расстрелу.

Поворот на 180

Режиссёрская версия «Контрибуции» идёт три часа, и за это время время сюжет успевает повернуться на 180 градусов так же трижды. Начинается фильм как военная драма: налицо конфликт «красные-белые», картины разорения и разрухи, словом: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй», — как у Булгакова в «Белой гвардии».

С того же момента, когда Пепеляев открывает перед купцами коробочку от бриллианта и не обнаруживает там ничего, действие совершает резкий поворот в сторону исторического детектива в запертой комнате. Атмосфера в замкнутом пространстве неуклонно накаляется. 

Вторая, детективная, часть фильма неуловимо напоминает очередную серию приключений Эраста Фандорина — персонажа Бориса Акунина. Возможно, дело в исторических декорациях ушедшей эпохи, а возможно — в том, что играет следователя Мурзина Илья Носков — исполнитель роли молодого Фандорина в телефильме «Азазель». 

В «Контрибуции» герой Носкова отчаянно напоминает Фандорина: вот, пожалуйста, — дедуктивный метод, восточные единоборства и склонность к рефлексии. За просмотром очередной экранизации серии Бориса Акунина о приключениях сыщика порой невольно задумываешься, что стало бы с его героем после революции. Так вот Андрей Мурзин мог бы служить ответом на этот вопрос. Разве что настоящий Фандорин был бы за «белых».

Но по ходу расследования зрителя начинают посещать странные предчувствия: кажется, что сам режиссёр детективной линией вовсе не увлечён. Герои Снежкина, нет-нет, да и начинают вести себя как-то причудливо: встают в позы и произносят практически театральные монологи. Например, когда солдаты по приказу Мурзина разламывают рояль в процессе обыска, сам он неожиданно останавливает и говорит, глядя на обломки инструмента:

«Не кажется ли вам, что так сейчас выглядит каждая русская душа?».

Или купец Грибушин начинает сетовать на то, что «Отечество серьёзно больно». Или Арон Зильберштейн сравнивает белогвардейское движение с последним крестовым походом. 

Так детективная интрига становится лишь рамкой для размышления о — ни много, ни мало! — судьбах России.

Ключ к зрителю

Свою ленту Сергей Снежкин представил архангельским зрителям и участникам «Берегини» лично, в малом зале кинокомплекса «Русь». И остался недоволен его полузаполненностью, чем не преминул поделиться с присутствующими.

Снежкин иронично сравнил себя с американским актёром и сценаристом Орсоном Уэллсом, который, оказавшись как-то в подобной ситуации, сказал публике после перечисления всех своих регалий: «Вам не кажется странным, что меня так много, а вас так мало?».

Перед лицом зрителей режиссёр подтвердил, что для него детектив в этом фильме был второстепенен:

«Авантюрный сюжет — это такой ключ к зрителю. Чтобы зрителю было интересно, нужно было насадить на какой-то шампур это действие. Это, собственно, был наш цинический расчёт. За детективным сюжетом скрываются истории людей. Знаете, нам всем кажется, что мы уникальны: до нас ничего не было, и после нас ничего не будет. Наша задача была — снять кино про людей: хороших, плохих. Ответить, почему они становятся хорошими, плохими. Это вопрос выбора. Мы ежеминутно, ежесекундно живём в состоянии выбора. Мы выбираем жену, выбираем поступок, выбираем судьбу». 

Сергей Снежкин также очень высоко оценил творчество Леонида Юзефовича — автора повести, по которой снята «Контрибуция». Зато «проехался» по Борису Акунину. Надо полагать, что сравнение его героя с Фандориным его бы не порадовало.

— По моему ощущению, это один из немногих людей, которые сегодня могут называться в России писателями. Потому, что вся эта шелупонь — Акунин, Улицкая и так далее — это люди, мягко говоря, не талантливые. Но есть такие люди, которые не утратили культуру, не утратили способность писать, и Юзефович относится к ним, — отметил режиссёр.

«Не подлежит экранизации»

Отвечая на вопрос ИА «Регион 29» о том, есть ли притчевое начало в картине, Сергей Снежкин отметил:

«Если вы хотите изучать историю, прочтите учебник истории. А это — художественное произведение. Если вы увидели притчу в фильме, значит, она там есть».

Сейчас Снежкин приступил к новой большой работе — многосерийной экранизации романа Фёдора Достоевского «Подросток» — о незаконнорожденном юноше, который ищет своё место в обществе и своей семье. Отметим, что последний раз это произведение экранизировалось в 1983 году Евгением Ташковым.

По словам режиссёра, главный герой — Аркадий — ещё не найден:

«Будем искать. Наверное, дебютанта лет 17-ти. Это точно будет долго и надсадно. Роман вообще не подлежит экранизации. Поэтому и интересно».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.