В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Если братьям Люмьер дать по дубинке

Если братьям Люмьер дать по дубинке

29.02.2016 18:08Мария АТРОЩЕНКО
Виктор Панов рассказал, как Архангельский молодёжный театр проведёт Год кино.

29 февраля в театре драмы имени Ломоносова торжественно открывают Год кино в Архангельской области. В мероприятии примет участие и Молодёжный театр, у которого на этот год свои планы. О них, а ещё о том, нужен ли кино театр, а театру — кино, мы говорим с Виктором Пановым.


— Виктор Петрович, я так поняла, у Вас была задумка открывать Год кино у себя, в Молодёжном театре…


— Так мы и будем открывать Год кино в Молодёжном театре! А поучаствовать в общем открытии меня уговорила Вероника Яничек, наш министр культуры, с которой у меня очень добрые — творческие — отношения. Но в Молодёжном театре у нас будет свое открытие. Мы решили, что надо заявить о том, что мы будем делать в течение всего года. Я подозреваю, что у нас, в Архангельске, никто не додумается провести Год кино так, как мы. Мне неинтересно просто, как раньше говорили, «катить» кино.


— И что же будет?


— Мы назвали нашу акцию «Год кино в театре». Каждое последнее воскресенье или понедельник месяца у нас будет полное расформирование всего фойе: там будет работать «Мастерская братьев Люмьер». Будут стоять камеры, будут висеть экраны, и без всякого объяснения будут демонстрироваться фильмы. И один основной фильм потом будет идти в большом зале.


— Это будет такое синтетическое зрелище? И кино, и перформанс?


— Я не люблю никаких определений: «зрелище», «синтетическое», «несинтетическое»… Если я сказал, что это будет превращено в мастерскую братьев Люмьер, то так и будет. Они будут изображать работников съёмочной группы — режиссёров, операторов, — которые будто бы вышли на отдых. Это будет спектакль в фойе перед началом главного фильма. Такая прелюдия.


Когда мы только открывались, у меня все спектакли в обязательном порядке начинались в фойе. Артисты стояли на входе, у гардероба, заводили зрителей в зал. Я говорил так: у входа в театр должен стоять человек с дубиной, который будет выбивать впечатления дня. Так что мы возвращаемся к тому, что делали раньше.

По-другому мне просто неинтересно. Сказать, что у нас есть кино, — чушь собачья, — это скажет любой. А вовлечь зрителя в создание чего-то… Потому что в финале всего этого дела мы сделаем фильм — из трёх-четырёх серий, — с участием зрителей.


Но фильмы будут не просто так, а с обсуждением. Вот взять нашу книгу отзывов в театре: взрослые пишут по полстраницы, а молодые люди — 12-ти, 13-ти лет, — посмотрев «Пиранью. Дневник двенадцатилетнего», пишут: «Супер», «ОК»… Это омерзительно! Так что мы с молодёжью будем говорить.

А перед спектаклем мы будем показывать отрывочки из фильмов в теме постановки. Например, идёт у нас «Заводной апельсин», — вот фильм Валентина Рассказова о нашей поездке в город-побратим Портленд.

Трудно быть богом в Архангельске

— На открытие в драмтеатр приедет Владимир Меньшов. А вы кого пригласили на «Кино в театре»?


— Мы точно знаем, что в сентябре будет Герман-младший. Поэтому в день его приезда мы будем показывать фильм его папы — «Трудно быть богом». Я сейчас еще веду переговоры с Лёней Ярмольником. А ещё Анвар Либабов, который тоже играл в этом фильме, согласен приехать.


Мне кажется позорным, что в Архангельске «Трудно быть богом» не показали. Меня удивляют эти прокатчики. Любого дурака они покажут и будут ему аплодировать, а то, что высокое… Сокурова на экранах — нету. Звягинцева — нету. При том, что у них куча всяческих международных премий. Параджанова — нету. Иоселиани — нету.


Мы послали приглашение Сокурову. Звягинцев пока был в Канаде, не знаю, приедет — не приедет. Из молодых я Данилу Козловского хочу пригласить. Он очень талантливый, но он ещё и модный.


— Какие фильмы можно будет посмотреть в вашей «Мастерской братьев Люмьер»?


— Покажем «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна — фильм, с которого началась вся школа советского, русского и мирового кино.


А вообще мне важен вклад наших земляков в мировое кино. Начнем мы с «Максимки» Владимира Брауна. В фильме сыграл наш мальчик, архангельский, Толя Бовыкин, который на левом берегу жил… Его мама полюбила темнокожего моряка.


На открытии мы сделаем ретроспективу фильмов народного артиста Советского союза Сергея Николаевича Плотникова, моего театрального папы. Он был одним из членов комиссии, когда 41 уже год назад мы создавали студию. Без него нам бы ни фига не дали сделать. Ребята, у него 52 фильма с 1955 года!

Или вот — народный артист РСФСР Борис Иванович Горшенин и его фильм «Серый волк». Вера Алентова — она родилась в Котласе. Её мы покажем в ретроспективе.


Дальше, извините, — Лена Панова. 42 фильма, и половина и них — уникальные! Взять хотя бы первый её фильм — «Березина, или Последние дни Швейцарии» Даниэля Шмида. Снимали в Германии, Лена ещё только училась в школе-студии МХАТ. Табаков запрещал сниматься студентам, но международный уровень все-таки, — разрешили.


Сейчас у нас ребята из «ComedyClub» считают, что без всякого образования, без всего можно — раз! — и пойти в кино. Нет, нашу северодвинскую актрису Свету Устинову тоже в кафе спросили: «Хочешь сниматься в кино?». Пошла сниматься, — снялась в сорока с чем-то фильмах! Но она закончила ВГИК всё-таки. Я её тоже чуть-чуть покажу.


Что еще мне важно, — так это режиссер Виталий Галилюк. Его «Затоваренная бочкотара» по Аксёнову, в ней снимались все мои ребята. Замечательный совершенно фильм, отрывочки покажем. Ещё один его уникальный фильм, который мы покажем, — «Один день войны».


Еще я обязательно покажу фильмы Клавы Хорошавиной, Валентина Рассказова, Владимира Лойтера, Алексея Угарова.


Дальше — потрясающий фильм «Бабуся» Лидии Бобровой, там снимался наш Серёжа Ануфриев, который несколько лет назад погиб. Она рыдала, когда узнала, что он утонул. Она рассчитывала ещё с ним поработать.


Еще, конечно, наши архангельские актеры — Женя Шкаев и Виктор Бегунов. Они сыграли у Рыбарева в «Меня зовут Арлекино». Шкаеву была предложена главная роль, но ему тогда нужно было на год уехать из театра. Они снялись в эпизоде, в котором звучит песня Бегунова «Вагонка». И в «Затоваренной бочкотаре» они тоже снялись. И в фильме по Шаламову «Завещание Ленина».


Есть классика, а есть движение. Вот фильм Юрия Быкова «Дурак» — о нашем обществе, о распаде, — мы его покажем. Будет режиссёр Антон Мегердичев. Сейчас ему утвердили фильм о спорте — о баскетболистах. И мы хотим, чтобы в октябре—ноябре он приехал и презентовал свою будущую работу именно архангельскому зрителю.

Дождёмся конца марта

— А в Молодёжном-то театре Вы когда Год кино открывать будете?


— В один из последних дней марта, думаю, мы и закатим собственное открытие. Мы же сейчас еще ждём ответа от тех, кого пригласили. Вот на общее открытие пригласили Меньшова. Мне предложили взять у него интервью, а как-то… Много чего у него знаю и люблю, но разговаривать не тянет. С Андреем Кончаловским, — с удовольствием! Он сейчас придумал проект «Жанры», где каждый актёр, режиссёр может заявиться, — это такая возможность развития молодёжи в этом деле! Я уже своим сказал: «Ребятки, нельзя ли в ней поучаствовать?».


— Это предрассудок, что между театром и кино идёт вечный спор за зрителя?


— Театр — это прямое общение со зрителем. В театре зрители охвачены единым духом. Потому, что они видят друг друга. А в кино ты один в темноте, ты замыкаешься, остаёшься наедине с самим собой. Когда хороший фильм заканчивается, свет включается, — и все как-то настороженно друг на друга смотрят, встают и аплодируют. В кино ты один, а в театре есть ощущение общности с залом.


— И наоборот сейчас делают: видео-версии театральных постановок показывают в кино. И в Архангельске тоже…


— Это очень хорошее дело, но до нашего сознания это будет еще долго доходить. Нам тоже предлагали. И было несколько попыток. Тот же Виталий Галилюк снимал наш спектакль про Высоцкого. Очень потом извинялся: «Давайте переснимем». Спектакль, созданный на сцене, он и должен смотреться на сцене. Вот опера или балет — ради Бога! Оперу — ее не смотрят, а слушают. А драматический спектакль, — там надо 18 камер, чтобы его снять… Я смотрел телеверсии спектаклей на том же канале «Культура»: спектакль и его видеоверсия — это небо и земля. Можно посмотреть спектакль по телевизору и разочароваться в театре вообще.


Вот сейчас, кстати, «Золотая маска» отсматривает два наших спектакля. Уже посмотрели «Вальпургиеву ночь», и еще должны посмотреть «Страстотерпцев». Но, как он снят, это, конечно, это совершенно другое… Совершенно другое расположение кресел, сценическое пространство, — там забор, в который надо зрителям смотреть… И я удивился, когда критикесса посмотрела «Страстотерпцев» на диске и при этом осталась в восторге… Она раскусила. Специалист поймет спектакль, даже если он на видео, а просто зритель может сказать: «Что это вообще такое?..».


— Это взаимопроникновение театра в кино, кино в театр — это сегодняшняя тенденция? Или так было всегда?


— В Советском союзе почти не было понятия «артист кино». В кино обязательно играли театральные артисты: Михаил Ульянов, Инна Чурикова… Театр — это ежедневный тренинг. Театральные артисты все время в тренинге. А кино, — ну, с пустыми глазами люди иногда работают… В день снимают по две-три серии. Я считаю, что это величайшая халтура. Без театрального ежедневного тренинга актер не может существовать. Сейчас каких выдающихся актеров не возьми — Олег Меньшиков, Сергей Маковецкий, сейчас Данила Козловский, — это актеры, которые находятся в постоянном тренинге. А актеры, которые сейчас играют в наших сериалах, — по большей части непрофессиональные. У нас слишком много мусора появилось: и в жизни, и в культуре, и в искусстве. И в Архангельске.


— Вам бы не хотелось, чтобы был Год театра?


— Я знаю, что Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей, написал Президенту: нельзя ли 2017 год сделать Годом театра? Но Президент сделал Годом экологии. Тоже, думаю, правильно: нам дышать-то уже нечем в Архангельске…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.