После церемонии открытия Года кино в областном театре драмы Меньшов встретился со зрителями в кафе «Терраса». Знаменитый гость говорил о своём детстве, часть которого, на удивление многих архангелогородцев, он провёл на Севере, рассказал о том, как снимал свои самые известные картины и, конечно же, поделился мнением о современном кинематографе.
«Всё мое детство снесли»
Родился Владимир Меньшов в Баку, но в 1947 году его отца перевели работать в Архангельск — так, совсем ещё маленьким мальчиком Владимир Валентинович оказался в Поморье. Здесь он проучился три класса в школе № 6, впервые увидел настоящую зиму и познакомился с кинематографом, который стал его призванием на всю оставшуюся жизнь.
— Для человека, родившегося на берегу Каспийского моря, здесь все было по-другому. Первое время я с широко раскрытыми глазами шагал по этому городу и смотрел вокруг. Я не мог поверить, что воду можно пить прямо из реки, потому что всегда меня окружало море, а оно было солёное. Потом пришла зима и произошла первая встреча со снегом, лыжами и коньками, — поделился воспоминаниями Владимир Меньшов. — Мы поселились на улице Свободы. Даже помню номер дома — 24 или 26, с громадным двором, застроенным сараями. Взросление и все наши игры проходили на этих сараях. Другое воспоминание связано с лаптой. Вы здесь ещё играете в лапту?!
Архангельск в памяти кинорежиссёра остался с деревянными домами и мостками. В прошлый свой приезд, несколько лет назад, Владимир Валентинович пытался найти дом, в котором он жил с родителями, но на том месте были уже построены современные каменные дома.
— Всё моё детство снесли, — печально добавил он.
В 1950 году отца перевели на работу в Астрахань, и юность Меньшова прошла уже на берегах Волги.
Абитуриент-аспирант
Окончив школу, Владимир Меньшов решил отправиться в Москву, поступать во ВГИК. Его окружение не разделяло страсти к кинематографу — в то время все выбирали из трёх институтов: медицинского, педагогического и Рыбвтуза (ныне — Астраханский государственный технический университет) — и в лучшем случае рисковали ехать поступать в Саратов.
Первая попытка поступления, а их было несколько, закончилась не очень удачно. Будущий мэтр отечественного кино прошел собеседование на актерские факультеты ВГИКа, и ему дали общежитие.
— Это решило мою судьбу. Когда я прожил полмесяца среди абитуриентов — будущих актёров, режиссёров, сценаристов, операторов — я понял — это то, что я хочу, — вспоминает Владимир Меньшов.
Однако первый тур вступительного экзамена абитуриент Меньшов не прошёл, и пришлось вернуться в Астрахань. Между повторными попытками поступления в Москву, он успел попробовать себя во многих профессиях — в Астрахани он работал на заводе, выучившись на токаря, в Воркуте — на шахте, в родном Баку — матросом на катере.
В 1961 году Владимир Валентинович становится студентом актёрского факультета школы-студии МХАТ. Но после окончания студии молодым актёром не заинтересовался ни один московский театр, и он решил заняться режиссурой. Его наставником становится известный в то время режиссер Михаил Ромм, на встречу к которому Меньшов, можно сказать, напросился:
«Он на удивление легко согласился меня принять, что для меня уроком служит до сих пор. Когда со мной добиваются о встрече, я думаю: «А вдруг это такой же Меньшов мне звонит, а я ему говорю, что занят». Поэтому часто соглашаюсь встретиться, но в подавляющем большинстве случаев получается ерунда, хотя иногда попадаются приличные люди».
Дирекция ВГИКа была против того, чтобы взять молодого актёра сразу на второй курс, в обход этого Ромм взял его сразу аспирантом.
— Несмотря на то что стипендия аспиранта была в четыре раза больше, чем у студента, я не хотел быть аспирантом, так как аспирант не мог снимать кино, а должен был писать рефераты, к чему у меня не лежала душа, — отмечает Владимир Валентинович.
В итоге, Меньшов так и остался лишь со справкой об окончании аспирантуры ВГИКа.
Очередь на премьеру
Первой режиссёрской работой Меньшова стал фильм «Розыгрыш» (1976 год), повествующий о старшеклассниках, которые разыграли своего учителя для того, чтобы не писать контрольную работу.
— Я не хотел снимать молодёжное кино. Мне тогда было уже 35 лет, и я думал, что ничего не знаю про современных детей, — признался режиссёр.
Был объявлен кастинг, на который пришло порядка тысячи человек — шли все, несмотря на то, что в объявлении было указано, что требуются молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет. В итоге были подобраны абсолютно непричастные к кинематографу молодые люди, для которых эта картина стала первым большим успехом: Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев.
— Фильм «Москва слезам не верит» я снимал в абсолютном неверии, потому что это было кино, которое рассказывает про рабочий класс. Кому в то время это было нужно, когда в соседнем павильоне Тарковский снимал «настоящее кино»? — до сих пор удивляется Владимир Валентинович.
Но фильм нашёл отклик в сердцах простого зрителя, несмотря на то, что в кинематографической среде картину восприняли в штыки — каждая вторая рецензия на фильм была не просто отрицательной, а оскорбительной.
— Через два дня после премьеры я попадаю на Пушкинскую площадь и ничего понять не могу — стоит толпа, вся площадь заполнена людьми… Сначала подумал, что демонстрация, но нет — это была очередь в кассу на фильм «Москва слезам не верит», который я снимал в муках. Люди стояли на морозе — это был февраль 1980 года — по четыре-пять часов, чтобы взять билет на послезавтра, потому что на сегодняшний сеанс билетов было не достать, — вспоминает режиссёр.
С премьеры фильма прошло уже 36 лет, а картина до сих пор остается живой и не сходит с экранов телевизоров.
Несмотря на успех предыдущей картины, новый фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» не обошли стороной скандалы и сложности в прокате:
— Когда закончили съёмку и сдали плёнку начальству, мне вдруг говорят: «Мы эту картину никогда не примем в таком виде, потому что у вас сплошная пьянка на экране». Оказывается, мы попали под антиалкогольную кампанию, и мне сказали вырезать из фильма всю пьянку.
Пытались заставить перекроить картину, но Меньшов выстоял под давлением, которое на него оказывали. Хотя из-за этого судьба картины была испорчена напрочь, ведь фильм мог стать участником разных фестивалей.
О современном и будущем
— Будущее кино со мною не связано. И не только по возрастным причинам. Я, действительно, всё меньше и меньше понимаю, для кого сейчас делают кино. Когда прихожу у кинозал, вижу подростков, сидящих с попкорном, смотрящих кино с совершенно другим отношением. Для нас оно было окном в мир, с экранов задавались поведенческие модели для людей, а сейчас кино ужасно сдвинулось в сторону развлечений, — сетует Владимир Валентинович.
Также он отмечает, что технический прогресс в современном кинематографе начинает вытеснять смысловую наполненность.
В России стало популярным делать ремейки культовых советских фильмов. Так был переснят на современный лад фильм «Розыгрыш», который, по мнению режиссёра, вышел просто ужасным. В оригинальной картине школьники по-доброму разыграли учителя, в адаптированном же варианте учительница предстает перед зрителями чуть ли не женщиной лёгкого поведения.
К Владимиру Меньшову поступали и предложения снять продолжение фильма «Москва слезам не верит». За большие деньги были приобретены права на картину, но до сих пор так и не нашёлся сценарист, который бы взялся за написание продолжения истории.
В последнее время Владимир Меньшов больше снимается в кино, чем снимает его сам. Он рассказал, о том, что из кинопремьер ему больше всего приглянулось:
«За последние пять лет самое большое впечатление на меня произвёл фильм «Горько!». Это смешная, талантливая и свободная картина, не предназначенная для завоевания начальства — она для зрителя. Я смеялся от души во многих моментах. Я даже выступал за то, чтобы послать её на премию «Оскар», но победил «Левиафан», поддержанный большинством членов комиссии».
информационное
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева
Фото Артёма Келарева