В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/6
Общество
Владимир Меньшов: «Будущее кино со мною не связано»

Владимир Меньшов: «Будущее кино со мною не связано»

01.03.2016 16:04Ольга КАСАТКИНА
Зато с Архангельском оказалось тесно связано детство режиссёра.

После церемонии открытия Года кино в областном театре драмы Меньшов встретился со зрителями в кафе «Терраса». Знаменитый гость говорил о своём детстве, часть которого, на удивление многих архангелогородцев, он провёл на Севере, рассказал о том, как снимал свои самые известные картины и, конечно же, поделился мнением о современном кинематографе.

«Всё мое детство снесли»

Родился Владимир Меньшов в Баку, но в 1947 году его отца перевели работать в Архангельск — так, совсем ещё маленьким мальчиком Владимир Валентинович оказался в Поморье. Здесь он проучился три класса в школе № 6, впервые увидел настоящую зиму и познакомился с кинематографом, который стал его призванием на всю оставшуюся жизнь.


— Для человека, родившегося на берегу Каспийского моря, здесь все было по-другому. Первое время я с широко раскрытыми глазами шагал по этому городу и смотрел вокруг. Я не мог поверить, что воду можно пить прямо из реки, потому что всегда меня окружало море, а оно было солёное. Потом пришла зима и произошла первая встреча со снегом, лыжами и коньками, — поделился воспоминаниями Владимир Меньшов. — Мы поселились на улице Свободы. Даже помню номер дома — 24 или 26, с громадным двором, застроенным сараями. Взросление и все наши игры проходили на этих сараях. Другое воспоминание связано с лаптой. Вы здесь ещё играете в лапту?!


Архангельск в памяти кинорежиссёра остался с деревянными домами и мостками. В прошлый свой приезд, несколько лет назад, Владимир Валентинович пытался найти дом, в котором он жил с родителями, но на том месте были уже построены современные каменные дома.


— Всё моё детство снесли, — печально добавил он.


В 1950 году отца перевели на работу в Астрахань, и юность Меньшова прошла уже на берегах Волги.

Абитуриент-аспирант

Окончив школу, Владимир Меньшов решил отправиться в Москву, поступать во ВГИК. Его окружение не разделяло страсти к кинематографу — в то время все выбирали из трёх институтов: медицинского, педагогического и Рыбвтуза (ныне — Астраханский государственный технический университет) — и в лучшем случае рисковали ехать поступать в Саратов.


Первая попытка поступления, а их было несколько, закончилась не очень удачно. Будущий мэтр отечественного кино прошел собеседование на актерские факультеты ВГИКа, и ему дали общежитие.


— Это решило мою судьбу. Когда я прожил полмесяца среди абитуриентов — будущих актёров, режиссёров, сценаристов, операторов — я понял — это то, что я хочу, — вспоминает Владимир Меньшов.


Однако первый тур вступительного экзамена абитуриент Меньшов не прошёл, и пришлось вернуться в Астрахань. Между повторными попытками поступления в Москву, он успел попробовать себя во многих профессиях — в Астрахани он работал на заводе, выучившись на токаря, в Воркуте — на шахте, в родном Баку — матросом на катере.


В 1961 году Владимир Валентинович становится студентом актёрского факультета школы-студии МХАТ. Но после окончания студии молодым актёром не заинтересовался ни один московский театр, и он решил заняться режиссурой. Его наставником становится известный в то время режиссер Михаил Ромм, на встречу к которому Меньшов, можно сказать, напросился:


«Он на удивление легко согласился меня принять, что для меня уроком служит до сих пор. Когда со мной добиваются о встрече, я думаю: «А вдруг это такой же Меньшов мне звонит, а я ему говорю, что занят». Поэтому часто соглашаюсь встретиться, но в подавляющем большинстве случаев получается ерунда, хотя иногда попадаются приличные люди».


Дирекция ВГИКа была против того, чтобы взять молодого актёра сразу на второй курс, в обход этого Ромм взял его сразу аспирантом.


— Несмотря на то что стипендия аспиранта была в четыре раза больше, чем у студента, я не хотел быть аспирантом, так как аспирант не мог снимать кино, а должен был писать рефераты, к чему у меня не лежала душа,  — отмечает Владимир Валентинович.

В итоге, Меньшов так и остался лишь со справкой об окончании аспирантуры ВГИКа.

Очередь на премьеру

Первой режиссёрской работой Меньшова стал фильм «Розыгрыш» (1976 год), повествующий о старшеклассниках, которые разыграли своего учителя для того, чтобы не писать контрольную работу.


— Я не хотел снимать молодёжное кино. Мне тогда было уже 35 лет, и я думал, что ничего не знаю про современных детей, — признался режиссёр.


Был объявлен кастинг, на который пришло порядка тысячи человек — шли все, несмотря на то, что в объявлении было указано, что требуются молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет. В итоге были подобраны абсолютно непричастные к кинематографу молодые люди, для которых эта картина стала первым большим успехом: Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев.


— Фильм «Москва слезам не верит» я снимал в абсолютном неверии, потому что это было кино, которое рассказывает про рабочий класс. Кому в то время это было нужно, когда в соседнем павильоне Тарковский снимал «настоящее кино»? — до сих пор удивляется Владимир Валентинович.


Но фильм нашёл отклик в сердцах простого зрителя, несмотря на то, что в кинематографической среде картину восприняли в штыки — каждая вторая рецензия на фильм была не просто отрицательной, а оскорбительной.


— Через два дня после премьеры я попадаю на Пушкинскую площадь и ничего понять не могу — стоит толпа, вся площадь заполнена людьми… Сначала подумал, что демонстрация, но нет — это была очередь в кассу на фильм «Москва слезам не верит», который я снимал в муках. Люди стояли на морозе — это был февраль 1980 года — по четыре-пять часов, чтобы взять билет на послезавтра, потому что на сегодняшний сеанс билетов было не достать, — вспоминает режиссёр.


С премьеры фильма прошло уже 36 лет, а картина до сих пор остается живой и не сходит с экранов телевизоров.


Несмотря на успех предыдущей картины, новый фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» не обошли стороной скандалы и сложности в прокате:


— Когда закончили съёмку и сдали плёнку начальству, мне вдруг говорят: «Мы эту картину никогда не примем в таком виде, потому что у вас сплошная пьянка на экране». Оказывается, мы попали под антиалкогольную кампанию, и мне сказали вырезать из фильма всю пьянку.


Пытались заставить перекроить картину, но Меньшов выстоял под давлением, которое на него оказывали. Хотя из-за этого судьба картины была испорчена напрочь, ведь фильм мог стать участником разных фестивалей.


О современном и будущем

— Будущее кино со мною не связано. И не только по возрастным причинам. Я, действительно, всё меньше и меньше понимаю, для кого сейчас делают кино. Когда прихожу у кинозал, вижу подростков, сидящих с попкорном, смотрящих кино с совершенно другим отношением. Для нас оно было окном в мир, с экранов задавались поведенческие модели для людей, а сейчас кино ужасно сдвинулось в сторону развлечений, — сетует Владимир Валентинович.


Также он отмечает, что технический прогресс в современном кинематографе начинает вытеснять смысловую наполненность.


В России стало популярным делать ремейки культовых советских фильмов. Так был переснят на современный лад фильм «Розыгрыш», который, по мнению режиссёра, вышел просто ужасным. В оригинальной картине школьники по-доброму разыграли учителя, в адаптированном же варианте учительница предстает перед зрителями чуть ли не женщиной лёгкого поведения.


К Владимиру Меньшову поступали и предложения снять продолжение фильма «Москва слезам не верит». За большие деньги были приобретены права на картину, но до сих пор так и не нашёлся сценарист, который бы взялся за написание продолжения истории.


В последнее время Владимир Меньшов больше снимается в кино, чем снимает его сам. Он рассказал, о том, что из кинопремьер ему больше всего приглянулось:


«За последние пять лет самое большое впечатление на меня произвёл фильм «Горько!». Это смешная, талантливая и свободная картина, не предназначенная для завоевания начальства — она для зрителя. Я смеялся от души во многих моментах. Я даже выступал за то, чтобы послать её на премию «Оскар», но победил «Левиафан», поддержанный большинством членов комиссии».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.