Впрочем, так ли это или нет, менее активно или креативно от этого культурные учреждения региона работать не стали. И в начале 2018 года нам есть, что вспомнить.

Спектакль «Превращение» петербургского физического театра PG-Progect на XXIII фестивале уличных театров.Спектакль «Превращение» петербургского физического театра PG-Progect на XXIII фестивале уличных театров.

Фестивали…

Международный фестиваль уличных театров упрямо держит марку главного события архангельского северного лета. Редкое мероприятие настолько тесно вплетается в повседневную жизнь столицы Севера и так захватывает её жителей: в дни фестиваля, который в этом году прошёл с 19 по 25 июня, хочется отложить все дела на потом и полностью окунуться в жизнь фестивальную.

Причём на этот раз фестивалю предшествовал довольно-таки непростой период: в Молодёжном театре шла затянувшаяся проверка, из-за нехватки финансирования существование фестиваля «уличников», как и «Европейской весны», было под вопросом, а сам Виктор Панов говорил в интервью о повальном невежестве — как среди чиновников разных уровней, так и среди отдельных зрителей.

И тем не менее фестиваль прошёл на ура: 11 коллективов из России, Европы — Франции, Бельгии, Дании, — а также Аргентины и Колумбии вновь подарили Архангельску праздник. От уменьшения числа коллективов-участников разнообразие не пострадало: были и жаркие ритмы и танцы от колумбийцев AAINJA, и глубокий экзистенциальный театр петербуржцев PG-Progect, и неожиданные музыкальные коллаборации.

И несмотря на аномально холодный июнь, жители столицы Севера своим тёплым приёмом артистов в очередной раз подтвердили: фестиваль городу нужен. Об этом же говорили и оценки экспертов за пределами региона: российское аналитическое агентство «ТурСтат» внесло его в топ-15 самых популярных у туристов летних фестивалей. А национальный календарь событий России счёл его одним из 200 «Национальных событий-2018», выбрав из 1600 мероприятий из 74 регионов страны.

Показ фильма-открытия фестиваля Arctic Open — короткометражной ленты «Не для речки».Показ фильма-открытия фестиваля Arctic Open — короткометражной ленты «Не для речки».

Громким завершением 2017-го культурного в Поморье стал Первый международный кинофестиваль стран Арктики Arctic Open, который прошёл в Архангельске с 7 по 9 декабря. 

52 фильма в шорт-листе, более полусотни экспертов, спикеров и почётных гостей, 14 фестивальных площадок, три коллегии жюри — каждая со своими председателем, — такого в Архангельске ещё не было. 

Статус жителей кинофестивальной столицы подарил северянам уникальную возможность — бывать на предпремьерных показах фильмов, вопрос широкого проката которых пока даже не решён. А также — напрямую общаться с представителями киноиндустрии — такими известными персонами, как Игорь Угольников, перспективными дебютантами вроде Александра Ханта или Романа Жигалова, или с отважной норвежской актрисой Гёрильд Маусет, решившейся на авантюру — сыграть Анну Каренину на русском языке.

В 2018-й Arctic Open уходит с серьёзной заявкой на регулярность, оргкомитет и новым президентом — Игорем Угольниковым. Всё это позволяет надеяться на то, что второй кинофестиваль стран Арктики будет только лучше.

Сцена из «Риголетто».Сцена из «Риголетто».

Фестиваль «Оперные сезоны», который прошёл на сцене архангельского театра драмы с 21 по 23 ноября, стал ещё одним знаковым культурным событием года — этаким восстановлением исторической справедливости и права на прямой доступ к опере северян, не слышавших её лет 30. Для этих целей оперный must see —комедия Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», энциклопедия русской жизни Петра Чайковского «Евгений Онегин» и трагедия Джузеппе Верди «Риголетто» — подошли как нельзя лучше.

А о том, что оперы в Архангельске, действительно, не хватало, говорили хотя бы аншлаги на представлениях и тот трепет, с которым зрители смотрели в оркестровую яму на каждом из них.

Добавим, что в 2018-м драмтеатр планирует продолжить «Оперные сезоны» — при поддержке федеральной программы «Большие гастроли». В планах — гастроли московского театра «Новая опера».

Мгновение фестиваля «Селектор».Мгновение фестиваля «Селектор».

Особое впечатление — пусть и совсем краткое, пусть и несравнимое с тем фурором, что производили названные выше три гиганта, — на нас произвёл городской фестиваль в типографии «Правда Севера» «Селектор», который состоялся 26 августа. Это был как раз тот случай, когда сама локация — типография — добавила мероприятию 100 очков атмосферности и стиля. «Селектор» показал, как из низовой инициативы может вырасти по-настоящему классное мероприятие: продуманное до мелочей и уникальное.

И пусть «Селектор» не превратил временно пустующие цеха «Правды Севера» в постоянно действующее арт-пространство, он всё же на миг продемонстрировал, что такое в Архангельске возможно.

Молодое поколение московской мастерской «ТАФ» на Arctic Art Forum.Молодое поколение московской мастерской «ТАФ» на Arctic Art Forum.

…и Арктический форум

Второй международный Arctic Art Forum, который состоялся в Архангельске с 25 по 26 ноября, вывел культуру столицы Севера на новый уровень — превратил её в поле обсуждения вопросов формирования городской среды. На этот раз в фокусе были архитектура и дизайн: организаторы форума увидели прямую взаимосвязь между уровнем их развития и качеством жизни северян. 

В форуме приняли участие представители Датского института культуры, Северонорвежского центра дизайна и архитектуры и других профессиональных сообществ — индустриальных, графических дизайнеров, ландшафтных архитекторов. И примечательно, что в дискуссии, наконец, приняла участие и администрация Архангельска: за стол переговоров с представителями местного и зарубежного арт-сообществ сели глава города Игорь Годзиш, а также главный архитектор Александра Юницына и главный художник Михаил Трещёв.

Важным практическим итогом форума стало объявление конкурса проектов для дизайнеров и архитекторов Севера России.

Открытие выставки голландских плакатов.Открытие выставки голландских плакатов.

Выставки

  • «Код 180: время и вещи», посвящённая 180-летию Архангельского краеведческого музея, — самая масштабная и эпохальная экспозиция года. Благодаря таким выставкам и понимаешь, что такое настоящее краеведение и зачем оно нужно.
  • «Поп-арт» — самая яркая и авангардная экспозиция года. Чего-чего, а шелкографий Энди Уорхолла в стенах музея ИЗО мы ещё не видели.
  • «Территория смелых» — самая интерактивная экспозиция года. В Северном морском музее с удивительной точностью воссоздали быт полярной станции, а посетителей — погрузили в него по полной.
  • Выставка проекта «Открытые системы: Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2017» — самая значимая и перспективная. Она стала первым пришествием музея современного искусства «Гараж» в Архангельск, а это событие сложно недооценить.
  • «Картины ускользающего мира» — самая экзотическая экспозиция: впервые в музее художественного освоения Арктики были представлены образцы творчества таких мастеров японской гравюры, как Кацусики Хокусай и Китагава Утамаро.
  • «33. Голландские театральные и фестивальные плакаты. 1985-1997» — самая продвинутая выставка: при ближайшем приближении искусство плаката очаровывает даже тех, кто с графическим дизайном ну, вообще никак не связан. На ней то, что раньше представлялось обычным — например, как плакаты печатались в предкомпьютерную эпоху — начинало казаться магией.
  • Международная выставка «МИГрация» стала самой актуальной и злободневной экспозицией: здесь, в Архангельске, представителями мирового арт-сообщества были подняты вопросы глобальной общественно-политической повестки. И, как обычно, в неожиданном ракурсе.

Добавим, что всё же своеобразным ориентиром для культурных учреждений Поморья во втором полугодии 2017-го стало столетие Октябрьской революции. Этой дате посвятили выставки и музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», и Выставочный зал Союза художников. Этой теме была посвящена также и плакатная акция «1917-2017», которая открылась в Архангельске одновременно с московской биеннале «Золотая пчела».

Сцена из спектакля «Загадочное ночное убийство собаки».Сцена из спектакля «Загадочное ночное убийство собаки».

Спектакли

В архангельском драмтеатре за 2017 год, в котором сошлись 84-й и юбилейный 85-й сезон, состоялись шесть премьер: по три в каждом — «Две дамочки в сторону Севера» и «Загадочное ночное убийство собаки» Алексея Ермилышева, «Слон» и «Щелкунчик» главного режиссёра театра Андрея Тимошенко, «Амфитрион» Владимира Хрущёва и «Сказка о рыбаке и рыбке» Анастаса Кичика.

Выделить хотелось бы работы Алексея Ермилышева. Этот режиссёр, как истинный гуманист и сочувствующий рассказчик, в своём творчестве склонен поднимать семейные, человеческие проблемы. Он прекрасно работает с интимным пространством камерной сцены и благодаря ему персонажи первоисточников предстают перед зрителями, как на ладони. К слову, именно спектакль Ермилышева «Василий Тёркин» в этом году принял участие в фестивале «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства — самом крутом мероприятии за всю историю «архдрамы».

Молодёжный театр за вторую половину 41-го и вторую 42-го сезона успел выпустить четыре премьеры — революционный по форме иммерсивный детектив «Шальные ножницы» в постановке самого Виктора Панова, одновременно пьянящих и отрезвляющих «Пьяных» Максима Соколова, чрезвычайно глубокие при всей своей лаконичности «Зверушкины истории» Искандера Сакаева и современную, но по-прежнему добрую версию маршаковского «Кошкиного дома» от Олега Молитвина.

Сцена из спектакля «Пьяные».Сцена из спектакля «Пьяные».

В Архангельске этот спектакль-откровение мог появиться только в Молодёжном театре, мог быть сыгран только «пановцами»: это удивительное сочетание темпераментов труппы, текста и режиссёра. Сам Максим Соколов как-то назвал этот спектакль выплеском, и это чистая правда. Это, действительно, выплеск: энергии (как негативной, так и позитивной!) смыслов, правды, веры. И хотя понятно, что такой спектакль смогут выдержать не все, хочется, чтобы его увидели и поняли как можно больше северян.

Несмотря на стеснённые обстоятельства, премьеры были и у театра кукол. В мае там представили не кукольный спектакль «Они и Мы», который продолжает серию театральных родительских собраний, а накануне Нового года театр выпустил ещё несколько камерных сказок — «Путешествие «Голубой стрелы», «Бука — вредный заяц» и новогоднее представление про Мышку-торопыжку. 

Ставить взрослые спектакли, как рассказывал «Региону 29» художественный руководитель театра Дмитрий Лохов, сейчас сложнее. Все надежды — на новоселье, которого осталось ждать не так уж и долго — до марта 2018-го. Уже сейчас понятно: это грядущее новоселье в начале 2019 года точно войдёт в обзоры главных культурных событий 2018-го.

А теперь — устраиваемся поудобнее и ждём новых фестивалей, выставок и спектаклей. И — чисто субъективно: мы за то, чтобы 2018-й всё-таки был объявлен Годом театра.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.