Впрочем, так ли это или нет, менее активно или креативно от этого культурные учреждения региона работать не стали. И в начале 2018 года нам есть, что вспомнить.
Спектакль «Превращение» петербургского физического театра PG-Progect на XXIII фестивале уличных театров.
Фестивали…
Международный фестиваль уличных театров упрямо держит марку главного события архангельского северного лета. Редкое мероприятие настолько тесно вплетается в повседневную жизнь столицы Севера и так захватывает её жителей: в дни фестиваля, который в этом году прошёл с 19 по 25 июня, хочется отложить все дела на потом и полностью окунуться в жизнь фестивальную.
Причём на этот раз фестивалю предшествовал довольно-таки непростой период: в Молодёжном театре шла затянувшаяся проверка, из-за нехватки финансирования существование фестиваля «уличников», как и «Европейской весны», было под вопросом, а сам Виктор Панов говорил в интервью о повальном невежестве — как среди чиновников разных уровней, так и среди отдельных зрителей.
И тем не менее фестиваль прошёл на ура: 11 коллективов из России, Европы — Франции, Бельгии, Дании, — а также Аргентины и Колумбии вновь подарили Архангельску праздник. От уменьшения числа коллективов-участников разнообразие не пострадало: были и жаркие ритмы и танцы от колумбийцев AAINJA, и глубокий экзистенциальный театр петербуржцев PG-Progect, и неожиданные музыкальные коллаборации.
И несмотря на аномально холодный июнь, жители столицы Севера своим тёплым приёмом артистов в очередной раз подтвердили: фестиваль городу нужен. Об этом же говорили и оценки экспертов за пределами региона: российское аналитическое агентство «ТурСтат» внесло его в топ-15 самых популярных у туристов летних фестивалей. А национальный календарь событий России счёл его одним из 200 «Национальных событий-2018», выбрав из 1600 мероприятий из 74 регионов страны.
Показ фильма-открытия фестиваля Arctic Open — короткометражной ленты «Не для речки».
Громким завершением 2017-го культурного в Поморье стал Первый международный кинофестиваль стран Арктики Arctic Open, который прошёл в Архангельске с 7 по 9 декабря.
52 фильма в шорт-листе, более полусотни экспертов, спикеров и почётных гостей, 14 фестивальных площадок, три коллегии жюри — каждая со своими председателем, — такого в Архангельске ещё не было.
Статус жителей кинофестивальной столицы подарил северянам уникальную возможность — бывать на предпремьерных показах фильмов, вопрос широкого проката которых пока даже не решён. А также — напрямую общаться с представителями киноиндустрии — такими известными персонами, как Игорь Угольников, перспективными дебютантами вроде Александра Ханта или Романа Жигалова, или с отважной норвежской актрисой Гёрильд Маусет, решившейся на авантюру — сыграть Анну Каренину на русском языке.
В 2018-й Arctic Open уходит с серьёзной заявкой на регулярность, оргкомитет и новым президентом — Игорем Угольниковым. Всё это позволяет надеяться на то, что второй кинофестиваль стран Арктики будет только лучше.
Сцена из «Риголетто».
Фестиваль «Оперные сезоны», который прошёл на сцене архангельского театра драмы с 21 по 23 ноября, стал ещё одним знаковым культурным событием года — этаким восстановлением исторической справедливости и права на прямой доступ к опере северян, не слышавших её лет 30. Для этих целей оперный must see —комедия Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», энциклопедия русской жизни Петра Чайковского «Евгений Онегин» и трагедия Джузеппе Верди «Риголетто» — подошли как нельзя лучше.
А о том, что оперы в Архангельске, действительно, не хватало, говорили хотя бы аншлаги на представлениях и тот трепет, с которым зрители смотрели в оркестровую яму на каждом из них.
Добавим, что в 2018-м драмтеатр планирует продолжить «Оперные сезоны» — при поддержке федеральной программы «Большие гастроли». В планах — гастроли московского театра «Новая опера».
Мгновение фестиваля «Селектор».
Особое впечатление — пусть и совсем краткое, пусть и несравнимое с тем фурором, что производили названные выше три гиганта, — на нас произвёл городской фестиваль в типографии «Правда Севера» «Селектор», который состоялся 26 августа. Это был как раз тот случай, когда сама локация — типография — добавила мероприятию 100 очков атмосферности и стиля. «Селектор» показал, как из низовой инициативы может вырасти по-настоящему классное мероприятие: продуманное до мелочей и уникальное.
И пусть «Селектор» не превратил временно пустующие цеха «Правды Севера» в постоянно действующее арт-пространство, он всё же на миг продемонстрировал, что такое в Архангельске возможно.
Молодое поколение московской мастерской «ТАФ» на Arctic Art Forum.
…и Арктический форум
Второй международный Arctic Art Forum, который состоялся в Архангельске с 25 по 26 ноября, вывел культуру столицы Севера на новый уровень — превратил её в поле обсуждения вопросов формирования городской среды. На этот раз в фокусе были архитектура и дизайн: организаторы форума увидели прямую взаимосвязь между уровнем их развития и качеством жизни северян.
В форуме приняли участие представители Датского института культуры, Северонорвежского центра дизайна и архитектуры и других профессиональных сообществ — индустриальных, графических дизайнеров, ландшафтных архитекторов. И примечательно, что в дискуссии, наконец, приняла участие и администрация Архангельска: за стол переговоров с представителями местного и зарубежного арт-сообществ сели глава города Игорь Годзиш, а также главный архитектор Александра Юницына и главный художник Михаил Трещёв.
Важным практическим итогом форума стало объявление конкурса проектов для дизайнеров и архитекторов Севера России.
Открытие выставки голландских плакатов.
Выставки
- «Код 180: время и вещи», посвящённая 180-летию Архангельского краеведческого музея, — самая масштабная и эпохальная экспозиция года. Благодаря таким выставкам и понимаешь, что такое настоящее краеведение и зачем оно нужно.
- «Поп-арт» — самая яркая и авангардная экспозиция года. Чего-чего, а шелкографий Энди Уорхолла в стенах музея ИЗО мы ещё не видели.
- «Территория смелых» — самая интерактивная экспозиция года. В Северном морском музее с удивительной точностью воссоздали быт полярной станции, а посетителей — погрузили в него по полной.
- Выставка проекта «Открытые системы: Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2017» — самая значимая и перспективная. Она стала первым пришествием музея современного искусства «Гараж» в Архангельск, а это событие сложно недооценить.
- «Картины ускользающего мира» — самая экзотическая экспозиция: впервые в музее художественного освоения Арктики были представлены образцы творчества таких мастеров японской гравюры, как Кацусики Хокусай и Китагава Утамаро.
- «33. Голландские театральные и фестивальные плакаты. 1985-1997» — самая продвинутая выставка: при ближайшем приближении искусство плаката очаровывает даже тех, кто с графическим дизайном ну, вообще никак не связан. На ней то, что раньше представлялось обычным — например, как плакаты печатались в предкомпьютерную эпоху — начинало казаться магией.
- Международная выставка «МИГрация» стала самой актуальной и злободневной экспозицией: здесь, в Архангельске, представителями мирового арт-сообщества были подняты вопросы глобальной общественно-политической повестки. И, как обычно, в неожиданном ракурсе.
Добавим, что всё же своеобразным ориентиром для культурных учреждений Поморья во втором полугодии 2017-го стало столетие Октябрьской революции. Этой дате посвятили выставки и музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», и Выставочный зал Союза художников. Этой теме была посвящена также и плакатная акция «1917-2017», которая открылась в Архангельске одновременно с московской биеннале «Золотая пчела».
Сцена из спектакля «Загадочное ночное убийство собаки».
Спектакли
В архангельском драмтеатре за 2017 год, в котором сошлись 84-й и юбилейный 85-й сезон, состоялись шесть премьер: по три в каждом — «Две дамочки в сторону Севера» и «Загадочное ночное убийство собаки» Алексея Ермилышева, «Слон» и «Щелкунчик» главного режиссёра театра Андрея Тимошенко, «Амфитрион» Владимира Хрущёва и «Сказка о рыбаке и рыбке» Анастаса Кичика.
Выделить хотелось бы работы Алексея Ермилышева. Этот режиссёр, как истинный гуманист и сочувствующий рассказчик, в своём творчестве склонен поднимать семейные, человеческие проблемы. Он прекрасно работает с интимным пространством камерной сцены и благодаря ему персонажи первоисточников предстают перед зрителями, как на ладони. К слову, именно спектакль Ермилышева «Василий Тёркин» в этом году принял участие в фестивале «Уроки режиссуры» Биеннале театрального искусства — самом крутом мероприятии за всю историю «архдрамы».
Молодёжный театр за вторую половину 41-го и вторую 42-го сезона успел выпустить четыре премьеры — революционный по форме иммерсивный детектив «Шальные ножницы» в постановке самого Виктора Панова, одновременно пьянящих и отрезвляющих «Пьяных» Максима Соколова, чрезвычайно глубокие при всей своей лаконичности «Зверушкины истории» Искандера Сакаева и современную, но по-прежнему добрую версию маршаковского «Кошкиного дома» от Олега Молитвина.
Сцена из спектакля «Пьяные».
- Наш выбор — «Пьяные».
В Архангельске этот спектакль-откровение мог появиться только в Молодёжном театре, мог быть сыгран только «пановцами»: это удивительное сочетание темпераментов труппы, текста и режиссёра. Сам Максим Соколов как-то назвал этот спектакль выплеском, и это чистая правда. Это, действительно, выплеск: энергии (как негативной, так и позитивной!) смыслов, правды, веры. И хотя понятно, что такой спектакль смогут выдержать не все, хочется, чтобы его увидели и поняли как можно больше северян.
Несмотря на стеснённые обстоятельства, премьеры были и у театра кукол. В мае там представили не кукольный спектакль «Они и Мы», который продолжает серию театральных родительских собраний, а накануне Нового года театр выпустил ещё несколько камерных сказок — «Путешествие «Голубой стрелы», «Бука — вредный заяц» и новогоднее представление про Мышку-торопыжку.
Ставить взрослые спектакли, как рассказывал «Региону 29» художественный руководитель театра Дмитрий Лохов, сейчас сложнее. Все надежды — на новоселье, которого осталось ждать не так уж и долго — до марта 2018-го. Уже сейчас понятно: это грядущее новоселье в начале 2019 года точно войдёт в обзоры главных культурных событий 2018-го.
А теперь — устраиваемся поудобнее и ждём новых фестивалей, выставок и спектаклей. И — чисто субъективно: мы за то, чтобы 2018-й всё-таки был объявлен Годом театра.