В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/2
Общество
«Невежество властвует над всем». Виктор Панов — о критике уличных театров и о проверке полиции

«Невежество властвует над всем». Виктор Панов — о критике уличных театров и о проверке полиции

16.06.2017 14:50Мария АТРОЩЕНКО
19 июня в Архангельске стартует XIII фестиваль уличных театров. В преддверии старта Молодёжный театр попал в центр внимания по менее приятному поводу.

Речь, конечно, о проверке управления экономической безопасности регионального УМВД и выемке отчётных документов. О ней и, главным образом, о грядущем фестивале мы говорим с художественным руководителем Архангельского молодёжного театра Виктором Пановым.

— Виктор Петрович, давайте начнём с фестиваля. Вы всегда говорили, что ваше кредо — не привозить дважды одних и тех артистов. Но из 11 участников, как минимум, четыре зрителями уже знакомы.

— Если ты имеешь в виду театр «Batida», то да, они к нам уже приезжали, впервые — в 1991 году. И от Архангельска началось их турне по всему миру. В 2015 году они вернулись к нам с другим спектаклем, и сейчас они вновь едут с новой постановкой. Или вот питерский театр «PG Project» тоже едет с совершенно новой постановкой. Момент узнавания очень важен. 

Я читаю очень много интервью серьёзных режиссёров и актёров, и недавно в одном из них прочитал: «Главное в природе актёра — способность меняться». К сожалению, в большинстве театров страны этого не происходит. 

Нынешний фестиваль не будет хуже по качеству: если только по разнообразию. В прошлом году у нас было 16, а в этом — 11 театров. Но коллективы, которые приедут — хорошие. Специально к Дню города оставлены пять коллективов. Все будут работать  на Набережной у библиотеки имени Добролюбова. Мы даже на этом экономим — на транспорте. Вообще говоря, стыдно. Есть вещи, на которых экономить нельзя. 

«Искусство не огорожено»

— Слухи о возможном закрытии «Европейской весны» и фестиваля уличных театров спровоцировали в Интернете дискуссию: нужен ли фестиваль. И некоторые комментарии были довольно-таки резкими. Как вы к этому относитесь?

— К счастью, я не владею Интернетом, но тут пришлось. Такое пишут люди, не видевшие ни одного спектакля! Что артисты — «алкоголики», «бездарности»… Это Лео Басси, это Максим Диденко, что ли, бездарности? Я вспоминаю слова выдающегося скульптора Конёнкова: «К сожалению, искусство не огорожено, и в него может забрести любой козёл». Так вот козлов в нашу сферу деятельности входит навалом. Как сказал Евгений Миронов в интервью о фильме «Матильда»: «Это эпоха невежественности непрофессионалов». К сожалению, эта эпоха наступила: невежество сейчас властвует над всем. Происходит что-то жуткое. Кто такая Поклонская и кто такой Учитель? Почему ей всё прощается? Вот так и у нас люди, не зная, не видя ничего, дают характеристики. Но я не обращаю внимания, потому что я, как у Александра Сергеевича Пушкина в «Маленьких трагедиях», «знаю мощь свою, с меня довольно этого сознанья». Настал такой период жизни, когда я сам для себя являюсь судьёй.

Правильно сказал Михаил Швыдкой в одном интервью: «Нам нужен не новый театр, а новый зритель». К сожалению, определённое количество людей уходило с «Конармии». Мне печально видеть, что мы в Архангельске не готовим совместно со всеми театрами нового зрителя, способного воспринимать и понимать современное искусство. 

К фестивалю надо относиться так, как любимая нами всеми Чулпан Хаматова относится к фестивалю «Территория». Там такие авангарды бывают! Она честно говорит: «Я не большая любительница этого, но я считаю, что мы обязаны это показать людям». Наш фестиваль служит примером. Приезжаю я на форум к Вячеславу Полунину, и ко мне подлетает девушка: «Виктор Петрович, я Люба, клоунесса из Архангельска, выросла на ваших фестивалях!». 

«Нельзя работать с людьми, которым не доверяешь»

— Вы нередко говорите, насколько в подготовке фестивалей вам помогает ваша команда. А насколько вы доверяете мнению младших коллег? Или всё равно лично согласуете кандидатуру каждого участника?

— Нельзя работать с людьми, которым ты не доверяешь. Их воспитал и вырастил я, это мои дети. Я знаю, что они хуже меня не сделают. Но бывает, что я скажу: «Ну-ка, покажите мне. Нет, этого не будет». Но со вкусом иногда бывают разногласия. Порой я закрываю глаза, ведь я старый, а они молодые. И я говорю: «Ну, ладно, раз вам так хочется, давайте это сделаем». А многие вещи по музыке, по оформлению спектаклей мне рекомендует моя жена Настя. У неё очень хороший вкус, и у моего четырёхлетнего сына тоже. Лет 15 назад, когда ещё не было Интернета, я бы без них фестиваль сделал, а сейчас без них — никуда.

— Лично вам, как зрителю, какие из участников нынешнего фестиваля наиболее интересны?

— Я никогда никого не выделяю. Предложений было штук 50, это мы потом отбирали лучшие. Мне нравится всё, скажем так. Весь фестиваль в целом. Смотреть надо все, надо жить фестивалем! Я очень люблю музыкальные коллективы. «Полоркестра», например. В этом году они будут выступать с нашими давними друзьями — «Высокими братьями». «Batida» мне очень нравится.

Виктор Панов. Фото Артёма Келарева.

«Предлагают мощнейших адвокатов»

— История с проверкой в театре получила продолжение?

— Я уже много говорил по этому поводу. Конечно, профессия у меня такая, что хочется разгадать, почему это произошло перед фестивалем, почему написано, что «поступила информация»? Теперь я знаю, кто дал эту информацию, но говорить об этом ещё рано.Три уважаемых человека мне об этом сказали. И я даже знаю, какое задание было дано. Сегодня позвонили в министерство культуры: именно на меня документы там изымают. Потребовали даже приказы министерства культуры о моих премиях. Наверное, им кажется, что я много зарабатываю. Ну, а работники органов делают своё дело. Не знаю, чем это кончится. Когда началась история с Серебренниковым и с обысками у Учителя, один режиссёр сказал, что ловушки расставлены в искусстве везде, особенно в 44 законе.

Но что меня в этом деле радует: я никогда не думал, что произошедшее с нами получит такой отклик! Причём, что мы сами никому ничего не говорили. Но когда в нашу защиту выступают ведущие критики Москвы и Санкт-Петербурга и даже главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова, и когда мне предлагают, если что случится, мощнейших адвокатов, которые работают с Учителем, с Серебренниковым, — это дорогого стоит. Конечно, можно придраться к любому, но три года назад у нас была проверка, которую мы прошли без замечаний. 

Кто-то из великих сказал: «Жить надо так, чтобы быть готовым умереть за правду». Вот я живу так. Думаю, за это и страдаю. Я знаю, может получиться всё, что угодно: если скажут, они и наручники наденут. Но я готов умереть за правду, я не могу, когда врут. 

«Настолько умные вещи говорят школьники!»

— Какие у театра планы на осень? 

— Мы восстановили и будем снова играть пьесу Коковкина «Раненый зверь». Я ввёл студентов в спектакль, в ноябре мы его покажем. А ещё мы восстановили спектакль «Я пришёл дать вам волю». Сегодня это волнует нас всех, а не хиханьки да хаханьки. Я против несанкционированных выступлений, это может превратиться чёрт знает, во что. Нет ничего страшнее русского бунта, вот о чём надо играть!

Хотя на днях был согласованный митинг в Соломбале. Мне прислали выдержки того, что там говорили, и у меня настолько поменялось отношение к молодёжи! Настолько умные вещи говорят школьники и студенты! С ними надо говорить. Сокуров в интервью сказал: «Если у них есть повестка дня, с ними надо разговаривать. И не в Навальном дело».

Кроме того, мы продолжим показывать кино. Спасибо губернатору, что он нам помог организовать у нас Год литературы и проект «Кино в театре». Сейчас 80 лет исполняется нашему любимому Андрею Кончаловскому. С сентября мы по понедельникам будем устраивать вечера кино и в течение года покажем все его фильмы, будем приглашать артистов, которые у него снимались. У меня Женя Шкаев у него играл в «Курочке Рябе», извините, пожалуйста. Нельзя не отметить юбилей гениального человека, к тому же нашего зрителя мы хотим держать в тонусе.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.