Общество
Фестиваль «Селектор» стал самым концептуальным событием августа в Архангельске
1/11

Фестиваль «Селектор» стал самым концептуальным событием августа в Архангельске

27.08.2017 18:31Мария АТРОЩЕНКО
Это был тот случай, когда сама локация — типография «Правда Севера» — добавила мероприятию 100 очков атмосферности и стиля.

Как рыбы в воде, там себя чувствовали самые разные категории посетителей. Семьи с детьми клеили ангельские крылья из газетной бумаги на мастер-классе, хипстеры бродили по гаражной распродаже, попивая крафтовое пиво с шавермой с фалафелем, а историки, художники и люди, близкие к искусству, обсуждали наружную рекламу, феномен «культуролизации» заброшенных заводов и слушали-смотрели спектакль по «Облаку в штанах» Владимира Маяковского.

Граффити пока не завершено: краска закончилась.Граффити пока не завершено: краска закончилась.

Право запечатлеть свой стрит-арт на фасаде площадью 18 на 5 метров завоевал студент Государственного университета дизайна и промышленных технологий Санкт-Петербурга Тигран Костанян. Его эскиз с разноцветными атлетами был явно стилизован под соцреализм, но на пути к реализации столкнулся с житейским препятствием — краска кончилась. И это, как ни странно, фестиваль нисколько не испортило: разве, что настроение творцу. 

Своя атмосфера

В том, что граффити на фасаде всё-таки появится, сомневаться не приходится: серьёзность своего подхода к делу организатору доказали на 100 процентов. Ещё бы, они превратили пустые цеха типографии в арт-пространство, каких Архангельск ещё не видывал: визуальное оформление «Правды Севера» стало своего рода самобытным авторским высказыванием.  Так что запомнится «Селектор» в первую очередь не стрит-артом, а совершенно неповторимой атмосферой и стилем. 

В интерьере «окультуренных» промышленных площадей всё было продумано до мелочей. Вплоть до оформления лестничных площадок: красная стена в пролёте между этажами надолго приковала к себе любительниц селфи. 

Волонтёры здесь ходили в синих фабричных халатах с эмблемой «Правда Севера». Один из них поймал меня на лестнице и отправил на третий этаж к директору — поставить печать в заявлении на бессрочный отпуск. Самому, мол, духу не хватало.

Директором, отчасти похожим на режиссёра Якина из «Ивана Васильевича…», оказался актёр Молодёжного театра Александр Берестень. Он, не глядя, размашисто поставил печати с текстом «Может быть», «Решу позже» и «Вам виднее, но надо решать». Перформанс определённо удался.

Мекка модников

Первый этаж газетного корпуса получился самым тусовочным: там на гаражной распродаже сошлись все модники, готовые часами ходить по барахолкам в поисках эксклюзивной, но копеечной по цене одежды. Кроме того, там можно было купить раритетные виниловые пластинки, авторские открытки, льняные платья от дизайнера Анны Злотко, а также затейливые предметы интерьера и кроссовки. Настроение всем собравшимся создавал диджей, стоящий напротив выстроившихся в ряд металлических шкафчиков.

Анна Злотко привезла на фестиваль свою коллекцию «Девочки носят платья».Анна Злотко привезла на фестиваль свою коллекцию «Девочки носят платья».

Из примерочных волонтёры сотворили практически сакральное место, освящённое мистически светом фонариков. Со стены на участников распродажи грустно взирали нарисованные лица, покрытые чёрно-белым гримом. Их можно было бы принять за Пьеро, но от печальной куклы со слезой на щеке их отличал третий глаз на лбу.

На втором этаже атмосфера была значительно более вдумчивая. Самым уютным — до волшебства! — сектором типографии стал «Архив» — вотчина библиотеки имени Добролюбова. Туда Добролюбовка привезла часть своих фондов — книг о типографском доле, полиграфии и шрифтах. Там царила медитативная атмосфера: ангар был погружён в темноту, которую лишь слегка развеивали домашние оранжевые лампы.

Надя и Алексей Чадович.Надя и Алексей Чадович.

Город контрастов

По соседству расположился сектора «Селектор» с лекциями и дискуссиями. Одними из самых интересных получились выступления московских экспертов — архитекторов Нади и Алексея Чадович и культуролога Эвы Рухиной. Первые посвятили свой рассказ как раз-таки такому переходу от индустриализации к «культуролизации» — интеграции промышленных зданий в современный городской контекст. Они рассказали, что обновление промышленных заброшенных территорий отлично вписывается в идеологию хипстеров, потому что тех тянет к осовремениванию всего старого.

Эва Рухина посвятила слушателей в историю советского монументального искусства. Как и многие, она отметила, что Архангельск — город контрастов. Но, что удивительно, — в положительном ключе.

— Такого количества контрастов, такого шокирующего разнообразия я больше нигде не видела, — пояснила культуролог и философ. — И это круто. Обычно северные города довольно пресные, а у вас везде внезапно может быть всё, что угодно! И это здорово: хорошо, что город не сонный.

Третий этаж, на котором расположился сектор «Актовый зал», оказался самым артистическим. Оттуда начальник переплётного цеха водила экскурсии по типографскому корпусу. И здесь же проходили спектакли. Сначала актёр Илья Логинов объяснил публике, как устроены кукольные мысли и чем кукла смотрит — оказывается, носом. А затем трио в жёлтых блузах и с лицами в белом гриме — актрисы танцтеатра «Es Sentia» — на разрыв, со всем юношеским максимализмом, прочли «Облако в штанах» Владимира Маяковского.

Там же, на третьем этаже, в маленькой комнатушке, северодвинский художник Константин Байдаков проводил секретный мастер-класс по коллажу. Глядя на то, как увлечённо его ученицы складывали свой коллаж, можно было с уверенностью заявить: в мире «цифры» бумага и типографское дело ещё способны вызвать трепет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.