В Северодвинске спасателям пришлось вырезать двух котят из трубы
1/10
Общество
Музей «Гараж» приехал в Архангельск пробудить инициативу свободных художников

Музей «Гараж» приехал в Архангельск пробудить инициативу свободных художников

31.08.2017 10:55Мария АТРОЩЕНКО
Это историческое событие — с 2008 года, когда Дарья Жукова и Роман Абрамович основали «Гараж», музей современного искусства впервые прибыл в столицу Севера.

30 августа в архангельской областной библиотеке имени Добролюбова состоялась презентация выставки в рамках проекта научного отдела музея «Открытые системы: Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2017». Впервые выставка открылась в самом «Гараже» в 2015 году, а затем проект отправился по крупным городам России. Архангельск в его географии стал шестым. В наш город сотрудников «Гаража» пригласили директор по развитию и арт-директор архангельского проектного бюро Arctic Art Institute Екатерина Шарова и Кристина Дрягина.

Источник вдохновения

Открывая выставку, представитель принимающей стороны — главный библиотекарь отдела литературы по искусству Добролюбовки Марина Антипина — отметила, что кураторы проекта «Открытые системы» занимаются во многом тем, чем и библиотеки, — выявляют, сохраняют, собирают, систематизируют информацию о художественных самоорганизациях.

— Проект «Открытые системы» говорит об опытах художественной самоорганизации, которые до сегодняшнего дня не были осмыслены на нашей территории, — сказала Кристина Дрягина. — Мы исключительно рады, что сегодня музей «Гараж» впервые оказался в нашем городе и регионе.

По словам Екатерины Шаровой, сам факт открытия этой выставки доказывает, что самоорганизация в искусстве возможна.

— К этой выставке мы шли несколько лет, — подчеркнула Шарова. — Главное — верить в себя. На примере инициатив, которые представлены здесь, можно посмотреть, каким образом люди объединяются и просто начинают делать что-то.

Куратор проекта, научный сотрудник музея «Гараж» Антонина Трубицына добавила, что «Открытые системы» — это проект, в первую очередь, о вдохновении.

— Приезжая в каждый новый город, мы находим вдохновение в тех инициативах, в том контексте и тех художественных проявлениях, которые существуют в регионе, — сказала куратор. — Мы надеемся, что для вас они тоже станут источником вдохновения и импульсом к творчеству.

Искусство в кратере и пёс-куратор

Исследователи «Гаража» разделили самоорганизации на четыре категории. «Частными пространствами» называются те из них, которые образуются в мастерских и квартирах художников. Или даже в отдельных комнатах. Или вообще в шкафу.

Антонина Трубицына привела в пример питерское место общего творческого пользования — «Лаборадория «Интимное место». Его куратор — лабрадор Гвидон.

«Чужие места» возникают на съёмных или заброшенных территориях.

— Проект «Быстровка» из Красноярская — за быстрое искусство, — привела пример Антонина Трубицына. — Они никогда не знают заранее, где у них будет выставка. Это может быть торговый центр, поликлиника… Они приезжают, делают какую-то акцию, и уже через два часа её не существует. Это очень мимолётно.

Куратор рассказала, что порой самоорганизованные инициативы разрастаются до институций. Так произошло, например, с Краснодарским институтом современного искусства (КИСИ). На выставке представлены их проекты, но уже в секторе «Ничья земля». Самоорганизации этой категории возникают на открытых пространствах или вообще в Интернете. Галерея «Яма» КИСИ находится прямо в песчаном карьере.

А название четвёртой категории — «Пограничные территории» — говорит само за себя: к ним относят те самоорганизации, которые не вошли в предыдущие группы: например, объединения не художников, а кураторов. 

Сейчас «Гараж» собрал в своём архиве информацию о 73 художественных самоорганизации, хотя на выставке их представлено только 40.

— Для того, чтобы собрать этот архив, потребовалось своего рода детективная работа, — сказала Антонина Трубицына. 

Экспозиция в галерее Добролюбовки поделена соответственно на четыре зоны. Какая к какой категории относится, помогут понять эмблемы. В каждом секторе есть своя диаграмма, позволяющая отследить, когда объединение возникло и как долго просуществовало.

— Например, арт-галерея Parazit (Санкт-Петербург) — одна из старейших и самых плодовитых самоорганизаций-долгожителей, — пояснила Антонина Трубицына. — Они существуют с 2000 года по настоящее время. Они паразитируют на разных местах. Обычно они делали выставки в коридоре галереи «Борей», но сейчас там сделали ремонт, и непонятно, где они теперь.

Фестивали Севера

Север на выставке «Открытые системы» был представлен несколькими самоорганизованными инициативами из Архангельска, Северодвинска и Мурманска. 

Один из основателей архангельского объединения «Арт-Ангельск» художник Вячеслав Ларионов присутствовал на экспозиции. В 1995 году студенты Поморского университета провели театральный фестиваль «Глокая куздра», а затем, уже в 2000-е выпускники и их коллеги организовали фестиваль «Террор-инкогнита». Он просуществовал два года, а сменила его фестивали «Чёрная точка» и «Стимул@ции». Все они проходили в АГКЦ.

— С этих людей началось осмысление искусства в новом, нетрадиционном, контексте, — отметила Кристина Дрягина.

Следующая арт-группа — «Субъекты» — появилась в Северодвинске. В неё вошли известные нынче молодые художники — Александр Менухов, Алёна Севастянова, Ольга и Александр Кабины. Они вели свою историю с 2005 года, хотя название движение обрело лишь в 2011. Вплоть до прекращения существования в 2013 году они организовали семь выставок в городе корабелов.

Кураторы «Гаража» также включили в проект ещё одну инициативу — собственно Arctic Art Institute, благодаря которому музей современного искусства приехал в Архангельск. Международное проектное бюро было основано в 2014 году. Один из его русско-норвежских проектов — «Прекрасное далёко» в сотрудничестве с художницей Маргрете Колстад Брекке — посвящённый творчеству Ивана Архипова.

Оценив архангельские материалы, представленные на проекте, Антонина Трубицына сделала вывод, что у самоорганизаций в нашем регионе есть особая склонность к фестивалям.

— Здесь много фестивалей и разовых мероприятий, — отметила Трубицына. — Вот, например, «Селектор» — это супер-инициатива, но мы просто не успели её добавить. А фестиваль «Тайбола» мы просто не можем назвать самоорганизацией, когда у них на сайте написано, что их поддерживает министерство культуры. Что мы тогда скажем другим инициативам? Главный критерий — это создание среды, какого-то комьюнити и предоставление условий для других людей, не только для себя.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.