Грандиозная выставка «Код 180: время и вещи» открылась в северной части Гостиных дворов на юбилейном гала-вечере в честь юбилея. На торжественном вечере музейщики принимали поздравления.
От имени губернатора сотрудников Архангельского краеведческого поздравила заместитель председателя регионального правительства Екатерина Прокопьева.
Екатерина Прокопьева и Наталья Шпанова.
Пожелания процветания звучали также от представителей областного Собрания депутатов, регионального министерства культуры, администрации Архангельска, а также друзей и партнёров — Поморской филармонии, театра драмы.
На музейной машине времени на гала-вечер прилетел архангельский губернатор Александр Энгельгардт.
Старейший музей региона ведёт свою историю с 1837 года: в конце 1836-го Его императорское величество Николай Первый повелел во всех губернских городах открыть постоянные выставки в виде кабинетов или музеумов для того, чтобы члены царской семьи, путешествуя по Российской империи, могли знакомиться с историей каждой губернии.
Сегодня коллекция Архангельского краеведческого насчитывает 265 тысяч предметов, и, естественно, выставить их все, даже ради 180-летия, не представлялось возможным. Поэтому музейщики отобрали для экспозиции «Код 180» — одной из самых масштабных за последнее время — самые редкие и знаковые экспонаты, которые ценны не только сами по себе, но и тем, как отражают роль Поморья в истории государства Российского.
Назвать же самый редкий и ценный предмет коллекции директор Архангельского краеведческого музея Наталья Шпанова затруднилась: уж слишком велик выбор и высоки ставки.
Наталья Шпанова.
— Я могу назвать только ряд вещей и переадресовать этот вопрос вам, — сказала Наталья Шпанова. — Например, зеркало царевны Софьи, которое она в своё время подарила Василию Васильевичу Голицыну, например, шкаф, который находился в ризнице Свято-Троицкого кафедрального собора, который разобрали в 1929 году, а потом ещё и взорвали. Есть уникальные осколки из коллекции Веллема Баренца, которые мы представляем здесь вообще впервые. Много чего есть. Вам судить.
Список реликвий можно продолжить, и он, действительно, захватывает дух: это и кресло Фёдора Романова (будущего патриарха Филарета) из Антониево-Сийского монастыря, и тетрадь с личными записями Михаила Ломоносова, и Евангелие, подаренное Константином Романовым Антониево-Сийскому монастырю.
Впрочем, чем сто раз услышать и прочитать, лучше один раз (если, конечно, одного будет достаточно!) увидеть своими глазами: побродить по пяти залам, вместившим выставку, повчитываться в увлекательнейшие сопроводительные заметки. По сути, экспозиция представляет собой своеобразную 3D-летопись музея и региона, в которую посетитель погружается, двигаясь от стенда к стенду и от даты к дате.
На каждом стенде — определённый год — год в истории России, Поморья и музея. Например, 1865-й. В этом году, как гласит элемент экспозиции, в Висбадене проигравшийся Фёдор Достоевский начал работу над «Преступлением и наказанием». И в этом же году по Архангельской губернии путешествовал чрезвычайный и полномочный посол Его величества императора французов Талейран, к приезду которого в столице Севера организовали выставку произведений Архангельской губернии.
В неё вошли экспонаты сразу двух музейных кабинетов — музеев статистического комитета и палаты государственных имуществ. Затем обе коллекции были объединены в один губернский музей, который расположился в Мариинском женском училище. Среди его экспонатов были хрустальные кружка и бокалы из вещей принца Антона Ульриха Брауншвейгского, отца Иоанна VI, который вместе с семьёй был заточён в Холмогорах.
Теперь понятно, что значит «Играть в бирюльки».
Одно ясно: пути попадания реликвий в музей неисповедимы. Фигурки старинной русской настольной игры «Бирюльки» — крохотные самовар, скрипочку, керосиновую лампу, ружьё, грабли и другие — из кости в 1883 году вырезал холмогорский мастер Бобрецов. В 1885 году «Бирюльки» поступили в музей (его коллекция тогда насчитывала 2000 предметов) — после возвращения с международной лондонской выставки рыболовства.
Чугунный герб Архангельской губернии был изготовлен в 1858 году, и был установлен на пограничном межевом знаке на границе с Олонецкой губернией. А в музей поступил только-только в 2017 году.
Эти листья Многоножки попали в музей от самого создателя школы русских ботаников Андрея Бекетова. Их, как и другу флору Архангельской губернии — 429 видов растений, — собрали экскурсанты Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей во второй половине XIX века.