Общество
​Голос из-за кулис: солисты «Санктъ-Петербургъ Оперы» посвятили «Евгения Онегина» в Архангельске памяти Дмитрия Хворостовского
1/25

​Голос из-за кулис: солисты «Санктъ-Петербургъ Оперы» посвятили «Евгения Онегина» в Архангельске памяти Дмитрия Хворостовского

25.11.2017 10:30Мария АТРОЩЕНКО
22 ноября театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил в столице Севера своего «Евгения Онегина». «Региону 29» удалось взглянуть на постановку изнутри.

Эта классическая опера Петра Чайковского в постановке художественного руководителя театра, народного артиста России Юрия Александрова появилась в репертуаре государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в 1993 году. Менялись составы и исполнители, но каждый год «Онегин» по традиции открывает сезон. В Архангельске это «оперное Евангелие», как называет его Александров, театр представил во второй день фестиваля «Оперные сезоны».

За час до третьего звонка за кулисами архангельского театра драмы кипела жизнь. Из оркестровой ямы в закулисное пространство доносились звуки струнных инструментов, а обволакивающий баритон Алексея Пашиева — исполнителя партии Онегина — звучал на удивление буднично: «Аечка, дай мне ремень!». Это он Айсылу Закировой — начальнику костюмерного цеха.

Большинство членов труппы были уже в костюмах. Тем временем, на сцене «архдрамы» уже стоял основной элемент декораций — увитая листвой арка-сцена, которая отсылала к традиции домашних театров в дворянских усадьбах. Ждал своего часа за сценой и бутафорских именинный торт Татьяны и Ольги.

На непрошеных гостей-шпионов труппа и постановочная часть реагировали на удивление спокойно и дружелюбно. Пресс-секретарь «Санктъ-Петербургъ Оперы» Марина Башловкина тем временем рассказывала: театр — ансамблевый, «штучных» звёзд, вокруг которых всё крутится, здесь нет. 

Музыкантов оркестра из массы барышень, офицеров и денди выделяло полностью чёрное облачение. Наверное, чёрная одежда призвана была сделать музыканта максимально незаметным из оркестровой ямы. Кстати, о яме. Как мы услышали, больше всего петербургских артистов оркестра и солистов удивил тот трепет, с которым архангельские  зрители смотрели в оркестровую яму… Удивлялись, фотографировали и просто не могли в неё наглядеться. Такого отношения артисты, которые гастролируют по всей России и зарубежью, ещё нигде не видели.

Софье Некрасовой вьют кудри.Софье Некрасовой вьют кудри.

«Будешь показывать опыт, Татьяна не получится»

Дольше всего, несмотря на внешнюю простоту образа, к выходу на сцену готовилась исполнительница партии Татьяны — лауреат международных конкурсов, сопрано Софья Некрасова. Немудрено: милой Тане Юрий Александров в своём спектакле отвёл ещё более значимую роль, чем Пушкин.

По замыслу режиссера, всё происходящее — это фантазия мечтательной девушки, и она находится на сцене во время всего действия оперы, от увертюры до финала, даже во время дуэли Онегина с Ленским. И, тем не менее, Софья Некрасова нашла несколько минут, чтобы ответить на наши вопросы.

— Софья, как вам удаётся сочетать исполнительское и актёрское мастерство?

— Это очень интересно. Оперное пение напрямую связано с актёрским мастерством, и без него, я считаю, оперной певицы быть не может. На самом деле, от оперного спектакля зрители должны ощущать большие эмоции, чем от драматического, ведь кроме актерской игры есть ещё музыка и вокал, поэтому на нас лежит большая ответственность.

— Тем более, когда вы имеете дело с такой значимой героиней для всей русской культуры, которую мы знаем и любим со школы. Как у вас складываются отношения с Татьяной?

— Татьяна — моя любимая русская героиня. Я начала исполнять эту партию восемь лет назад, когда училась на четвёртом курсе Санкт-Петербургской консерватории. И, конечно, готовясь к ней, я много читала — самого «Евгения Онегина» и критику, например, Белинского. Я старалась понять, как Пушкин относился к своей героине, поэтому она у меня такая взрощенная, обдуманная. Мне очень хочется донести до зрителя её красоту и молодость, простоту и начитанность, наивные девические мечты…

— За это время Татьяна тоже как-то выросла вместе с вами?

— Конечно, появляется жизненный опыт, но знаете, в чём сложность? В Татьяне этот опыт надо всё время скрывать. Потому что если будешь показывать жизненный опыт, Татьяна уже не получится. Приходится каждый раз настраиваться на то, как будто я ничего не испытывала в этой жизни, как будто на каждом спектакле у меня любовь в первый раз. Конечно, помогает то, что на сцене мы создаем образ девочки: у Татьяны нет сложного объёмного грима: никаких насыщенных оттенков, бледная помада, лёгкий румянец… Я считаю, когда певица выходит на сцену в образе, она должна соответствовать ему во всём.

— Как вы распеваетесь перед выходом на сцену?

— Обязательно исполняем вокализы и при необходимости — разные кусочки из партии. У нас уже была репетиция, на которой мы попробовали акустику. Если партия уже давно пета, то готовишься, скорее, мысленно, нежели долго, часами распеваясь.

И вот Татьяна готова к выходу на сцену!И вот Татьяна готова к выходу на сцену!

Подводные камни и рок-н-ролл

Как и его герой, Алексей Пашиев приехал на «Оперные сезоны» в Архангельск с корабля на бал — с сольных гастролей по закрытым городам на Урале. Но перед перспективой выходить на сцену с «Евгением Онегиным» всё отходит на второй план, и уж тем более — небольшой недосып.

Алексей Пашиев.Алексей Пашиев.

— «Евгений Онегин» — это всегда лакмусовая бумажка, и к нему всегда готовишься по-особенному, — сказал баритон. — Я не знаю такого театра, где не идёт «Онегин». Это один из тех спектаклей, на которых надо работать по-настоящему. Для меня роль Онегина — результат серьёзной работы. И с каждым годом я эту партию так или иначе переосмысливаю. Меняется голос, меняется восприятие. В этой партии очень много подводных камней. И иногда то, как пел её в молодости, приходится, как говорится, расхлёбывать уже в зрелом возрасте, исправлять ошибки.

— Вы выйдете на сцену с русской оперной классикой, которая зазвучит по-русски. Будет проще достучаться до зрителей?

— Нет, не скажите, дело же не в русском языке. Можно и по-итальянски, и по-французски замечательно спеть и быть понятым. Но! Все знают «Евгения Онегина» — и в этом и заключается сложность: всё на виду. Если ошибёшься, это не сможет остаться незамеченным. В этой опере невозможно спрятаться –  здесь ты как на ладони.

— По вашему опыту, какое главное отличие оперы от драматического театра?

— Я слышал замечательную фразу: дескать, драматический актёр может делать любые МХАТовские паузы, он не ограничен во времени. А мы, оперные артисты, ограничены музыкой в своём актёрском мастерстве. Это главное отличие. В музыке нужно успеть отыграть то, что задумывали композитор и автор первоисточника, в нашем случае — Пушкин.

— Как ваше постоянное соприкосновение с высоким оперным искусством влияет на вашу жизнь и на вкусы в свободное от работы время?

— Я очень люблю рок-н-ролл. В моём плейлисте — Rammstein, AC/DC, Accept, но это не значит, что я не люблю или не уважают классику. Опера мне прививает вкус — не только к музыке, но и к стихам, хотя раньше я к ним очень спокойно относился. Она во мне воспитывает культурного человека.

«Безумно длинное дыхание…»

По странному и печальному совпадению театр «Санктъ-Петербуръ Опера» играл «Евгения Онегина» в день, когда весь оперный мир поразило известие об уходе Дмитрия Хворостовского. «Регион 29» спросил солистов петербургского театра, как это повлияло на них.

— Когда я услышала эту печальную новость, я вспомнила спектакль, который на меня произвёл огромное впечатление — это был как раз «Онегин» в Метрополитен Опера с Дмитрием Хворостовским и Рене Флеминг — отметила Софья Некрасова. — И я поняла, что сегодняшний спектакль буду посвящать его памяти. Это очень больно, очень тяжёлая новость для нас всех.

— Это был выдающийся певец, и для многих он был кумиром, — сказал Алексей Пашиев. — Ещё в юности я был поражён его манерой — безумно длинным дыханием, шикарным тембром. Я сегодня выйду на сцену и постараюсь очень хорошо спеть, в память об этом исполнителе. А как мы ещё можем помочь? Только помянуть его добрым словом и работать так, чтобы не было стыдно за нашу профессию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.