Это не спектакль в чистом виде, по крайней мере, — не кукольный. Постановка «Они и мы» — это особая форма общения со зрителем, — она продолжает череду принятых у «кукол» театральных родительских собраний, таких как «Большим о маленьких», «Ребенок XXI века — чудо или чудовище?» и «Что это такое — быть ребёнком?».
Кукольный театр изначально был построен на общении с семьей. А так как родители играют очень большую роль в жизни детей — существ подневольных, — очень важно наладить контакт с взрослыми людьми. Поэтому театральные родительские собрания и нужны.
Письма подростков — лучше, чем труды психологов
Конкретно этот литературный разговор с родителями основан на отрывках из современной российской прозы для подростков и колумнистики, книг по психологии и, самое главное, — писем школьников.
— Мы обратились к подросткам, попросили их честно написать свои впечатления о взрослых, и это нам очень помогло, — рассказала ИА «Регион 29» заведующая педагогической частью театра Марина Мельницкая. — Этих писем у меня около 600. Мы их собираемся издать как брошюру. Для родителей она станет лучшим учебником психологии. потому что подростки пишут всё, о чём говорят психологи. Но психологов мы слушаем, а собственных детей — нет. Там такие исповеди замечательные. Ни одна книга психолога, которых мы прочитали очень много за время подготовки, не произвела на нас столь сильного впечатления.
— А проблемы всё те же, или с течением времени появляются новые?
— Из нового — наркотики, самоубийства. О самоубийствах мы решили пока не говорить, — пояснила Марина Мельницкая. — Нам показалось, что вокруг этой темы некая романтика возникает. Значит, нужно очень серьёзно работать, чтобы ни в коем случае это явление не романтизировалось. И, конечно, все проблемы стали острее.
Перед началом спектакля «тётенька с колокольчиком» обратилась к зрителям. Премьера — день, когда спектакль начинает жить, — миг очень волнующий, тем более, когда чувствуешь себя не дома. А труппе кукольного театра, чей дом сейчас находится на ремонте, это очень знакомо.
— Мы не дома, не в родных стенах и не на родной сцене, поэтому очень просим вас тем более быть доброжелательными и понимающими зрителями. Сегодня спектакль первый раз встречается со зрителями, этот момент очень ответственный и страшноватенький, — сказала Марина Мельницкая.
Инопланетные хроники
В спектакле, который поставила режиссёр Светлана Михайлова, заняты 10 актёров театра. Всё начинается с песни на стихотворение Юрия Левитанского «Сын». В её словах уже звучит основная идея спектакля, которую потом досказывает персонаж Валентины Родькиной — психолог. В песне будущие родители поют о сыне, который «многое сделает так, как мы, а многое наоборот», но при этом «будет лучше, чем я, и даже лучше, чем ты». Вот и психолог говорит о том, что подросток — это инопланетянин, который очень ненадолго прилетает на нашу планету, чтобы изменить окружающих его людей и свой семейный мир.
Постановка разделена на несколько небольших новелл, несколько историй — монологов или диалогов. Некоторые, - например та, в которой бабушка-литературный редактор борется со словесными паразитами внука, а потом сама на том же попадается, — смешные. В других же драма порой так и зашкаливает: особенно в истории о том, как спокойствие в школе и в семьях нарушает гибель девочки, попробовавшей «спайсов».
«Не мешайте мне. Помогите!»
В перерывах между историями актёры поодиночке, словно танцуя, выходят в центр сцены и короткими бросками кидают в зал реплики обо всём, что подростков волнует. Наверное, именно эти фразы принадлежат подросткам — авторам писем.
Вот несколько из них:
«Мы для них — вечные карапузы в пелёнках, которых они полюбили».
«Мои родители периодически напиваются, начинают орать и ругаться матом. Мне страшно: кажется, я начинаю их ненавидеть».
«Не хочу быть, как вы. Если бы я создавал этот мир, я бы всё сделал по-другому».
«Если я всё время ношу чёрный цвет и подвожу чёрным глаза, это не значит, что я хочу сдохнуть.Чёрный цвет элегантен!»
И одно из самых пронзительных признаний:
«Я так страдаю от одиночества и так в нём нуждаюсь. Не мешайте мне. Помогите!».
Весь спектакль пропитан чувством глубокой нежности актёров-взрослых к слишком быстро растущим детям. Эта чувство настолько чистое, что иногда артистам даже чуть-чуть не хватает жёсткости, чтобы сыграть ранимых, но способных сильно ранить подростков. Потому, что любят их, даже когда те дерзят и курят всякую гадость. Или потому, что в силу мироощущения просто не могут видеть в них эту жестокость. Не могут и не хотят.