Когда в шорт-листе фестиваля — 52 игровых, документальных и короткометражных фильма, а попутно проходят ещё и внеконкурсные показы и встречи с мэтрами и дебютантами режиссуры, пытаться объять необъятное — миссия заведомо невыполнимая. Это не только едва ли осуществимо, но и просто чревато — гонка может убить неповторимые ощущения от погружения в фестивальную атмосферу творческого поиска и общения. Уж лучше довериться интуиции и предпочтениям и разработать индивидуальную программу — и посмотреть, к каким впечатлениям, выводам и открытиям это приведёт.
Наш фестивальный маршрут пролегал через конкурсный показ игрового кино — фильма Романа Жигалова «Лес» — к фильмам открытия (тоже, кстати, конкурсным) — короткометражной ленте Алисы Хмельницкой «Не для речки» и полнометражному «Жили-были» Эдуарда Парри.
«Лес» и человеческие щепки
О том, что такое международный кинофестиваль, очень явственно говорил состав зрителей на «Лесе». Кинофестиваль — это когда на одном ряду сидят члены жюри игрового кино — президент Евразийской Академии телевидения и радио Валерий Рузин и кинооператор Александр Носовский и уроженка Коноши, которая с мамой режиссёра-постановщика и сценариста «Леса» Романом Жигаловым в техникуме училась.
— Роман сам из Коноши, — рассказала Галина Соколова. — Очень хорошим мальчиком рос.
А сам Роман Жигалов сидит ещё через два ряда и рассказывает, что в Архангельске проходит только второй публичный показ фильма в России. Первый состоялся в Выборге, тоже на фестивале — «Окно в Европу», где лента взяла приз за лучший режиссёрский дебют.
— Вы одни из первых зрителей, которые увидят фильм, — сказал режиссёр, — его не видела даже съёмочная группа за исключением пары человек. Фильм не видели актёры, и все его очень ждут. Такие первые показы самые волнительные, очень хочется увидеть вашу реакцию.
Роман Жигалов, Александр Носовский и зрители.
Действие этой мрачной картины происходит в поселении Озёрное. И хотя райцентр — а вместе с ним и молодчики на дорогих машинах, ананасы на рынке и асфальтированные дороги — находятся на расстоянии пазика, Озёрное кажется мистической глухоманью, сумрачным лесом, в котором с человеческой натурой происходят таинственные трансформации. Очень созвучно этому настроению звучат женские напевы — как будто голоса кликуш.
Недаром даже начинается картина со страшной находки — беспамятной женщины, ставшей жертвой изнасилования. Она мелькает лишь однажды и вскоре забывается, потому что накал страстей в фильме таков, что довольно скоро становится ясно — закончится всё еще большей катастрофой.
Герой фильма — 15-летний Данила — проводит дни, не сводя глаз с соседки Кати. А его отец Павел страстно желает двух вещей — уйти от жены к Кате и отстоять пилораму от городских захватчиков. «Видела, как в лесу ураганом деревья, как спички, валило?», — спрашивает Павел Катю, не подозревая, что сам он и все, кто его окружает, — такие же спички, которые очень легко ломаются.
Добавим, что уже 11 декабря «Лес» будет показан в Москве на XXIII Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер». Но у северян ещё есть шанс посмотреть его раньше москвичей — 8 декабря в 20:10 во фьюжн-кафе Terrasa в рамках ночи фестивального кино и в тот же день в 21:30 в новодвинском кинокомплексе «Дружба».
Съёмочная группа «Не для речки».
«На вас смотреть буду, на звёздочек на моих…»
Короткометражный фильм «Не для речки», снятый в Архангельске, на открытии Arctic Open представила целая команда создателей — режиссёр Алиса Хмельницкая, продюсер Елизавета Стишова, а также представители архангельской школы кино InFilm Анатолий Конычев и Александр Перков, северодвинская художница Елена Комиссарова и исполнительница главной роли талантливой пианистки Нади Александра Дрочнева.
Надя готова год промолчать, чтобы сосед и владелец катера Миша выполнил обещание — жениться на ней. Их путешествия с малой земли на большую для неё важнее, чем собственно цель — уроки фортепиано с Верой Сергеевной. А Вера Сергеевна одержима идеями совершенства и победой Нади на конкурсе, которая позволит им обеим вырваться. И лишь немного — Мишей. А Миша — меж двух огней, двух звёздочек. И по накалу страстей история этого «речного» треугольника нисколько не уступает «лесному».
После просмотра свой «респект» молодому оператору ленты Наталье Макаровой высказал член жюри Александр Носовский.
— Очень художественное кино, очень тонкое, — сказал кинооператор. — И из тех многих короткометражных и полнометражных фильмов, что я смотрю, это, может быть, было одно из самых сильных впечатлений.
Камера Натальи Макаровой, действительно, творит чудеса: видит прекрасное даже в неприглядных вещах — островному запустению, грязи и обшарпанным архангельским деревяшкам. И ещё тоньше подчеркивает красоту муки на девичьем лице, слезы на замерзшей щеке и раскинувшейся вокруг холодной серой Северной Двины.
Добавим, что посмотреть «Не для речки» ещё можно 8 декабря в 17:25 в медиацентре САФУ «Арктический мост», а также в 18:30 в кинозалах ЦУМа в Северодвинске и в 19:30 в кинокомплексе «Дружба» в Новодвинске.
Одиночество в глуши
Лирическую комедию московского режиссёра Эдуарда Парри «Жили-были» архангелогородцы тоже увидели одними из первых — на большие экраны первая лента продюсерского центра Фёдора Добронравова выйдет только весной следующего года.
Уж эта-то история про двух закадычных друзей Гришку и Лёшку (Фёдор Добронравов и Роман Мадянов), решившим свататься к овдовевшей третьей жительнице села Чудиново Таньке (Ирина Розанова) в деревенский анекдот про любовный треугольник только играет. На самом деле, это трогательная и тёплая лента о том, что человеку нужен человек. Или, на худой конец, близкое существо: ведь одна из самых тёплых линий в фильме посвящена любви-ненависти Лёшки к неугомонной козе Маринке. И ещё немножко — об одиночестве и о родных местах.
Как первым зрителям рассказал Парри, у него была задача создать для Добронравова совсем другой образ, сломать амплуа балагура, в котором он предстаёт, например, в сериале «Сваты». Поэтому режиссёр, по его собственным словам, очень боялся, что Фёдор захочет сыграть Лёшку. Но на его роль Добронравов предложил Романа Мадянова, а сам сыграл задумчивого бирюка-философа с золотыми руками Гришку.
Эдуард Парри.
Эдуард Парри вообще рассказал зрителям множество любопытных историй, — тем и ценно общение, которое дарит кинофестиваль. Например, про то, что сценарист фильма Алексей Бородачёв недавно закончил ВГИК, хотя ему уже 40 лет. Причём он написал сценарий к ещё одному участнику программы Arctic Open, — но уже внеконкурсной — фильму Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».
Множество вопросов у зрителей вызвала как раз-таки коза Маринка.Эдуард Парри поведал, что снималась она, будучи в интересном положении, а для того, чтобы посадить её на крышу, потребовались каскадёры. А плот, на котором она плыла в финале, из-под воды поддерживали два аквалангиста.
Посмотреть «Жили-были» и встретиться с создателем ленты ещё можно будет в Северодвинске — 9 декабря в 15:00 в ЦУМе.
Напоминаем, что программу кинопоказов и встреч с гостями фестиваля можно посмотреть здесь.