В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/16
Общество
В Архангельске открылась выставка Энди Уорхола и других икон поп-арта

В Архангельске открылась выставка Энди Уорхола и других икон поп-арта

08.04.2017 18:12Мария АТРОЩЕНКО
Неоновая Мэрилин, комиксы, кока-кола и банки супа «Кэмпбелл», — 8 апреля в стенах музея ИЗО стартовал уникальный выставочный проект «Поп-арт».

На открытии этой выставки на фуршете подавали не шампанское, а кока-колу, со стен на посетителей взирали Мэрилин Монро, Мик Джаггер и Ингрид Бергман, а разноцветные баллончики с краской, уложенные рядами, складывались в силуэт Моны Лизы.

Кстати, последний арт-объект появился на выставке при особенных обстоятельствах. Его специально из орудий своего труда создал архангельский уличный художник Артём Хазанов.

Видите Мону Лизу?Видите Мону Лизу?

А вообще на выставке представлено порядка 80 экспонатов — коллекционных плакатов, подписных литографий и даже раритетных пластинок. В частности — личные шелкографии Энди Уорхола — подлинные произведения, которые сначала принадлежали ему, а затем его последователям. 

Некоторые из объектов в России не найти: их приходилось собирать по блошиным рынкам Великобритании и США. С этим и с переговорами с коллекционерами музейному объединению помог партнёр — петербургский центр «Арт-Банк».

Помимо работ Уорхола на экспозиции собраны произведения почти 20 поп-художников. Среди них — Ричард Райан, Джаспер Джонс, Роберт Индиана, Бэнкси, Роберт Раушенберг и Рой Лихтенштейн. На выставке представлены комиксы последнего. 

За кажущейся простотой их цветов и линий — очень многодельный процесс: Лихтенштейн рисовал на огромных холстах, а затем делал печатный оттиск, специально добиваясь сходства с типографской печатью. Так, точки, изображающие книжный растр, вручную по трафаретам рисовали его помощники. Он так и говорил: «Я хочу создать фальшивку».

Отправить искусство в жизнь

Свой проект первым гостям выставки представили сияющие, как именинницы, кураторы Валерия Зиновьева и Ольга Кулешова. Ещё бы, для них — открытие это большая радость: ему предшествовали более чем полуторагодовые переговоры.

— Поп-арт — это обращение к материальной культуре, — отметила Ольга Кулешова. — Но мы же всё-таки русские люди, для нас эта тема самая сложная, потому что мы же всегда за душу, за высокие приоритеты. Думаю, мы с коллегой ещё не раз услышим упрёки в том, что продолжаем дурить народ такими выставками. Но тем не менее, это необходимо знать для того, чтобы чувствовать разницу между обществом Запада и нами или, наоборот. сознавать свою сопричастность.

Началом поп-арта, рассказала Валерия Зиновьева, можно считать выставку «This is Tomorrow», которая сотоялась в 1956 году. На ней был представлен коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными и такими привлекательными», который считается первой работой в стиле поп-арт.

— В 1950-е годы в изобразительном искусстве Америки правит абстрактный экспрессионизм во главе с прославленными художниками — Поллоком, Ротко. Это было элитарное и очень дорогое искусство, — поведала сотрудник музейного объединения. — Обычно это были художники очень драматического происхождения. Они были очень богаты, но много пили, кончали жизнь самоубийством. Это было искусство трагедии. А поп-арт появился именно для того, чтобы наконец-то показать миру совершенно другое искусство. Искусство, которое не нужно объяснять. Как говорили сами художники, их главная задача — наконец-то разбудить искусство: помочь ему восстать из стеклянного гроба, отмыть его, причесать и познакомить с девушкой, чтобы они переспали. То есть, наконец-то, отправить искусство в жизнь.

Сверхнеобычность

Десять знаменитых портретов Мэрилин Монро и цветы из серии «Sunday B. Morning» Уорхола, равно, как и его банки супа «Кэмпбелл» захватили стены музея ИЗО и внимание посетителей-инстаграмщиков. Но Уорхолу, наверное, и этого бы показалось мало.

— Уорхол считал, что нужно всё пространство заполнить этими банками, — рассказала Валерия Зиновьева. — Каждая из таких работ, при том, что банка супа стоила несколько центов, продавалась более, чем за 100 долларов. Его выставки вызывали такой ажиотаж, что приходилось даже снимать работы со стен, но зрители этого даже не замечали: настолько всем хотелось увидеть и потрогать самого автора.

Сами посетители, несмотря на то, что активно «сэлфились» на фоне уорхоловских шелкографий и других экспонатов, с выставки уходили со смешанными чувствами.

— Смутили, — это первая эмоция, — рассказали Ирина Попова и Вера Смирнова. — Очень сочно, очень оригинально. Это сверхнеобычность. Ещё хотелось бы отметить экскурсоводов: очень интересно, живо, вдохновенно рассказывают. Из работ, конечно, — Уорхол. А ещё нам очень понравился «Мрачный жнец» (работа граффитиста-анонима Бэнси, на которой изображена смерть со смайликом вместо лица).

Мрачный жнец :)))Мрачный жнец :)))

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.