В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/12
Общество
Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»

Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»

21.02.2017 07:48Мария АТРОЩЕНКО
Премьера камерного спектакля Алексея Ермилышева по одноимённой пьесе Пьера Нотта состоялась 19 февраля.

Героини современного французского драматурга Нотта — пожилые сёстры Аннетта и Бернадетта — кремировали мать. В запоздалой попытке сделать для неё что-то, — раз уж в Венецию не отвезли, — дамочки решают воссоединить её прах с умершим 25 годами ранее мужем, который похоронен где-то в Амьене, на кладбище под сенью огромных буков. Так начинается их путешествие — друг к другу, к маленьким девочкам внутри них самих и в настоящую жизнь.

Старшую, 60-летнюю Аннетту, похожую поначалу на хрестоматийную учительницу с испуганно-смущённым взором, играет заслуженная артистка России Людмила Советова, а младшую — 55-летнюю упрямую маленькую девочку Бернадетту — Галина Морозова. После предпоказа спектакля актрисы то ли в шутку, то ли всерьёз рассказывали журналистам и блоггерам, что до появления в репертуаре «Двух дамочек» сидели без работы.

Как бы то ни было, чувствуется, что в роли сестёр-путешественниц актрисы, что называется, «оттягиваются» по полной: где надо — дают простой житейской, но от этого не менее надрывной драмы, а где — от души «шкодничают», благо есть с чем. Первоисточник, несмотря на свои заигрывания со смертью, даёт массу материала для раскрытия комедийных дарований.

Вот, например, характерный образец чёрного ноттовского юмора: «У меня прямо перед глазами червяк, который съел мамочку, а потом попал на крючок к рыболову; я так и вижу здоровенную рыбину, которая на ходу хапает червяка, который съел мамочку, а потом вижу, как мы в обеденное время едим где-нибудь блюдо из этой рыбины, которая попалась на крючок к рыболову, который насадил на этот крючок червяка, который съел мамочку». 

Пьеса для двоих на четверых

Эта пьеса для двух актрис, но тем не менее, на сцене Людмилу Советову и Галину Морозову неустанно сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны — новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.

Юноши демонстрируют завидные способности к перевоплощениям: становятся то врачом-маньяком и его пациентом, то неумолимыми жандармами, то зажигательными танцорами на дискотеке (за что — отдельное «браво» хореографу театра Ольге Мурашовой!). И всё — без единого слова!

О том, зачем понадобилось вводить молодых актёров в спектакль для двоих, ИА «Регион 29» пояснил режиссёр Алексей Ермилышев.

— Да, пьеса, написана про двух путешествующих дамочек, которая флешбеками отправляет нас в их приключения. Это пьеса модная сейчас. Её ставят во многих театрах: и в Томске, в Москве даже две постановки — в ЦИМе (Центре имени Мейерхольда — ИА «Регион 29») Ольга Бешуля поставила спектакль с Марией Шалаевой, и в театре имени Пушкина — с Верой Алентовой. В Питере, в театре на Васильевском острове Денис Хуснияров недавно представил премьеру. И во многих спектаклях всё же используются некие слуги просцениума, которые помогают двум дамочкам путешествовать, изображая официантов, полицейских… 

Мне показалось, что должны быть два молодых человека. У меня почему-то всё время в голове было, что они этакие ангелы-хранители этих дамочек. Но в какой-то момент их можно воспринять, наоборот, как демонов. Я не наклеивал ярлыки, а просто сделал небольшие намёки на французских мимов: надел на них белые перчатки и попросил делать что-то без слов.  И так получилось, что в какой-то момент они даже перетягивали внимание своей органикой.

— Помогали! — поправила Галина Морозова.

— Перетягивали, — настоял режиссёр. — Саша как выйдет, как улыбнётся очаровательной улыбкой, — и нет Галины Владимировны и Людмилы Васильевны!

Главных героинь сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны, которых сыграли новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.Главных героинь сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны, которых сыграли новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.

Кровать-автобус, экран-вермишель

Главный режиссёр театра драмы Андрей Тимошенко задумал для постановки очень занимательную сценографию. Из декораций — белый «вермишелевый» полог, с которым актёры постоянно играют, да невероятно фактурная в своей казённой безличности больничная кровать на колёсиках, которая силой воображения постановочной команды превращается в мчащийся по автостраде автобус или стучащий об рельсы вагон поезда.

Самое любопытное применение кровати слуги просцениума находят в тот момент, когда изображают полицейских, поочередно допрашивающих сестёр-хулиганок: они вращают её, как карусель, поочерёдно выводя на первый план одну из «подозреваемых».

Роль декорации исполняет также завораживающий видеоконтент с картинами из песка, созданный специально для постановки северодвинским художником Александром Менуховым. Песочные картины попадают прямиком на занавес-лапшу: резаное на тонкие нити полотнище колышется, и кажется, будто картинка на нём дышит.

Роль декорации исполняет видеоконтент с картинами из песка, созданный художником Александром Менуховым.Роль декорации исполняет видеоконтент с картинами из песка, созданный художником Александром Менуховым.

Не опаздывать любить

Комедия на поверку оказалась не такой уж и чёрной. Это постановка о невысказанных чувствах — любви и обидах, — а ещё, конечно, о жажде жизни. 

После финала мы спросили Алексея Ермилышева и актрис:

«Какая из дамочек вам ближе: Аннетта — такая закрытость, которая всё жаждет открыться: пройти на каблуках в красном платье без трусов, — или Бернадетта, которая, как ребёнок, ни в чём себе не отказывает?», — на что режиссёр ответил:

«Мне ближе, наверное, Аннетта, но я хочу сказать, что ребёнок живёт в них обеих в той или иной степени. И недаром решением нашего спектакля является игра. Они играют: ведь коробка ненастоящая, это не урна с прахом, просто они так решили. На мой взгляд, игра — это высшее проявление человека на земле, потому что она сродни чему-то бесполезному и прекрасному одновременно.

Это история о том, как из взрослых женщин они вновь превращаются в детей: это путешествие от сегодняшнего себя обратно в детство. Это желание вернуться — чтобы папа тебя вёз на санках, а ты ногами болтал, —  есть у каждого человека. И этот ребёнок есть в обеих дамочках, просто каждая по-своему остра. Это две женщины, у которых накопилось столько взаимных претензий! То есть, они, конечно, любят друг друга, и друг без друга вообще уже не могут, но их столько всего разделяет!».

По словам Алексея Ермилышева, главное в этом спектакле — потерянное время.

— Почему у нас песок присутствует? Потому, что время утекает, и его не вернуть. Ты становишься взрослее — и вот тебе уже 40, 50, — и ты понимаешь, что вот мог бы, а уже не можешь. Время — это самое ценное, что есть у человека.

— Мы все же об этом думаем: как нас похоронят, как мы уйдём из жизни, что мы оставим после себя, — включилась в разговор Людмила Советова. — Для меня самое главное, что вовремя надо говорить хорошие слова. Вот тебе пришла мысль, что ты любишь человека, надо сказать ему: «Я тебя люблю», — даже если через два часа будешь его ненавидеть. Надо вовремя хвалить человека, вовремя любить, — всё надо делать вовремя, а не после.

— Чтобы наша любовь не была запоздалой, а то ведь мы опаздываем часто, — поддержала Галина Морозова. — А человека уже нет.

— Это мысль для всех: не надо опаздывать к близким с важными словами, — добавила Советова. — Меня лично вот это очень греет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.