В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/11
Общество
В Архангельск из Тулы привезли 33 голландских плаката из-под кровати коллекционера

В Архангельск из Тулы привезли 33 голландских плаката из-под кровати коллекционера

05.11.2017 12:55Мария АТРОЩЕНКО
Выставка 33 голландских (внимание, спойлер — на самом деле, их 34) театральных и фестивальных плакатов стала ключевым событием «Ночи искусств» в Добролюбовке.

Большинство шедевров голландского плаката, — те, что формата А0, — отпечатаны методом шелкографии. И абсолютно все из них — оригиналы.

3 ноября, в «Ночь искусств», на открытие выставки в областной библиотеке имени Добролюбова приехал московский графический дизайнер, искусствовед, автор статей по типографике и человек, который сначала собрал эту коллекцию плакатов 1985–1997 годов, а потом передал её в дар Тульскому историко-архитектурному музею, — Владимир Кричевский.

То, что Владимир Кричевский и голландские плакаты приехали в Архангельск — это во многом заслуга принимающей стороны — Добролюбовки и сообщества дизайнеров 42 design.

— Это слишком большая честь для меня — открывать эту выставку, — сказал Кричевский, — по той причине, что в XXI веке я голландским плакатом не занимаюсь. 

Владимир Кричевский на открытии выставки «33. Голландские театральные и фестивальные плакаты. 1985-1997». Фото Артёма Келарева.Владимир Кричевский на открытии выставки «33. Голландские театральные и фестивальные плакаты. 1985-1997». Фото Артёма Келарева.

На выставке представлены плакаты Яна ван Тоорна, Антона Бейке, Лиса Роса, Мартина Йонгема и Лекса Рейтсма и других «звёзд» голландского графического дизайна. 

— Когда я встречался со звёздами голландского графического дизайна в Амстердаме или Гааге, — рассказал Кричевский, — они щедро дарили рулоны своих плакатов, радуясь тому, что кому-то это интересно, тому, что освобождается пространство мастерских, набитых всякой бумажной продукцией. Потом долгое время эти листы пылились у меня под кроватью. Вы знаете, рассмотреть плакаты формата А0 довольно сложно…

Владимир Кричевский открывает выставку.Владимир Кричевский открывает выставку.

Трезвость + улётность

Но почему вообще — Голландия? По словам Владимира Кричевского, его в голландском плакате пленяло «сочетание трезвости высшей пробы с улётностью тоже высшей пробы».

Искусствовед также отметил, что ценность выставки в том, что на ней представлены «живые, реальные» плакаты — те, что работали — висели на улицах на специальных афишных круглых тумбах. И не без горечи, но смотря на этот процесс философски, добавил:

«В те времена плакаты ещё были живыми, они работали, они существовали в городской среде. Почему „были“? Когда я в 2014 году побывал в тех краях, я не встретил ни одного достойного внимания плаката, не считая тех листов, которые висели на трамвайных остановках в специальных пластиковых кассетах, не представляющих никакого интереса, поскольку это реклама в слишком чистом виде. Так что быть может, те последние 20 лет ХХ века были годами максимального всплеска этой культуры».

Посмотреть её пришли известные архангельские художники и люди культуры, например — график Евгений Зимирев.Посмотреть её пришли известные архангельские художники и люди культуры, например — график Евгений Зимирев.

Загадка Соломеи и душа дизайнера

Несмотря на известную сухость и стремление голландских плакатчиков изобразить всё максимально простыми средствами, которые отметил Кричевский, многие листы театральных и фестивальных афиш вызывали у публики разные трактовки. Например, плакат к опере «Соломея» Рихарда Штрауса — что это за круг на нём, в который заключено женское лицо с горящими глазами?

— Это тарелка, на которой Саломея преподнесла отрубленную голову Иоанна Крестителя, — пояснил Владимир Кричевский, — хотя я-то всё время думал, что это иллюминатор.

На этот плакат современные местные дизайнеры — например, Виктор Тяпков из 42 design — смотрели, как на чудо. Это сейчас на изготовление такого листа ушло бы минут 10, но ведь печатался он в 1990-е, в предкомпьютерную эпоху — путём бесконечного монтажа плёнок.

— Это всё основывалось на абсолютном владении полиграфической технологией, — подчеркнул Кричевский. — В этом сила голландского графического дизайна: дизайнера пускали в типографию В каждой голландской типографии всегда был один абсолютно графический человек, который всё понимал не хуже, чем дизайнер. Такой фигуры, боюсь, до сих пор нет в русской типографии.

Некогда владелец этой коллекции познакомил гостей открытия и с другим подходом к голландскому плакату — которым руководствовался Мартен Йонгема.

— Это был необычный персонаж голландской графической культуры той поры, — рассказал Владимир Кричевский. — Очень часто он просто переносил на лист живопись. 

В этом позволяла убедиться его афиша к спектаклям по пьесам «Отец» Стриндберга и Рейзел «Авиатор», на которой краской изображены ласточка и трубка.

— Это был человек не от мира сего, — сказал Кричевский. — Он очень много думал о душе, в отличие от среднестатистического голландского дизайнера.

Это единственный анонимный плакат на выставке — афиша форума «Борьба с фашизмом сейчас». Его Кричевский своими руками содрал со стены.Это единственный анонимный плакат на выставке — афиша форума «Борьба с фашизмом сейчас». Его Кричевский своими руками содрал со стены.

Плакат для культуры

Любимый плакат Владимира Кричевского — это афиша дизайнера Лекса Рейтсма к спектаклям «Ожидание», «Счастливая рука» и «С сегодня на завтра» Нидерландской оперы. 

В том, как дизайнер объяснял, чем этот лист ему нравился, было очень много профессиональных нюансов, но слушая его, нельзя было не проникнуться.

— Это очень конструктивно и экспрессивно одновременно, — пояснил дизайнер. — Всё деловито, и всё поэтично. И игривость тоже присутствует. Хотя бы в том, какую фактуру обрела крупная надпись Schönberg, и как она отклонилась на очень маленький угол. Иной ретивый редактор сказал бы, что угол маловат. Но голландцы любят работать на едва-едва заметном, на тонкостях — в сочетании с абсолютной прозрачностью и ясностью.

Кстати, Владимир Кричевский признался, что сам довольно-таки далёк от театрального искусства. Но при этом, в его коллекции превалировали именно театральные и фестивальные афиши. Он подчеркнул, что театр даёт дизайнеру невероятно благодатную почву для творчества:

«Кино — в меньшей степени. Во всяком случае, кино ведёт к плохим плакатам. Потому что это Голливуд, вся эта ерунда, и никому не хочется художественно выкладываться. А театральные и музейные заказчики — самые лучшие. Плакат для культуры — это самая выгодная ситуация и для дизайнера, и для заказчика».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.