О том, каково ставить премьеры вне родных стен, и как будет происходить освоение театра после реконструкции, «Регион 29» говорит с художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств РФ, обладателем знака «За заслуги перед Архангельской областью» и кавалером Ордена Дружбы Дмитрием Лоховым.
— Дмитрий Александрович, какие премьеры ждут ваших зрителей в этом сезоне?
— В ноябре начинаются репетиции «Путешествия «Голубой стрелы» по Джанни Родари. Спектакль будут ставить наши приглашённые коллеги из Санкт-Петербурга — режиссёр Пётр Васильев и художник Алевтина Торик.
Они уже выпустили у нас «Гусей-лебедей», знают наши теперешние условия и всё равно соглашаются на спектакли, которые возможны в центре «Патриот» — не на театральной сцене, с не театральным светом. Мы не можем играть здесь спектакли из основного репертуара — лишь в порядке компромисса, делая упрощённые варианты. А новые спектакли, например, «Голубая стрела», делаются с учётом нашей «выездной» жизни.
Мы выпустим «Голубую стрелу» к Новому году, и она будет соединена с новогодним празднованием. Мы теперь не называем это балом, хотя раньше в театре мы играли новогодние балы, но здесь это сложнее сделать — атмосфера не бальная. И параллельно будем давать новогодние представления для самых маленьких в Марфином доме.
— А взрослых премьер пока ждать не приходится?
— Вся проблема в том, что специально ставить сейчас новые постановки для взрослых мы не можем. Мы пробовали:«подбирались» на пробных репетициях к «Ромео и Джульетте». Но когда мы поняли, что это возможно только уже в новом театре, мы эту работу отложили. Есть ещё планы, достаточно серьёзные, которые могут быть осуществлены только там. У меня в портфеле сейчас, в раздумьях — малоизвестная пьеса Карло Гоцци «Зобеида». Очень бы хотелось поставить Островского, Шергина тоже хотелось бы.
Добавлю, что в декабре у нас должна быть ещё одна внеплановая премьера —«Бука» по пьесе Михаила Супонина. Это будет спектакль для малышей, с которым можно ездить по школам, детским садам и другим площадкам, не очень приспособленным для полноценного театрального действа. Это интерактивный, игровой спектакль, который не требует сложных декораций.
Есть ещё одна серьёзная проблема — авторские права. Нужно договариваться с авторами о праве на постановку, а потом ещё о размере отчислений. А в ситуации, когда мы такой передвижной театр, и у нас проблемы со зрителем — зритель не идет на другие площадки, он привык к нашей атмосфере — какие-то большие отчисления очень невыгодны для театра. Ну, вот Шекспир или Гоцци не охраняются — уже легче. Но всё равно есть переводчики, авторы музыки… Поэтому при формировании репертуара на будущее приходится учитывать эти сложности. Нет полной свободы выбора, как раньше было.
— Получается, будут и премьеры помимо «Путешествия «Голубой стрелы»?
— Действительно, после Нового года начнётся работа над ещё одним детским спектаклем, тоже небольшим и передвижным — про страусёнка, который открывает мир. Его поставит актриса Нина Туманова. А затем будет спектакль по мотивам пьесы Карло Гоцци«Любовь к трем апельсинам», в моей постановке.
— Дмитрий Александрович, какие ожидания у вас связаны с обновленным театром?
— Новый театр — это, прежде всего, новое пространство. Мы постараемся сохранить в нём атмосферу театра-дома, но всё-таки это будет уже другой дом. Мне так хочется, чтобы это был какой-то… странный дом! Мир театра. Хочется, чтобы, если будет по средствам, фойе было загадочным, фантастическим. Чтобы ребёнок, приходя, попадал в какое-то другое измерение. Я пока не буду говорить, о чем мы попросили дизайнеров. Это интересные ребята, они очень откликнулись, и если хватит средств… Мне представляется такой театральный космос, в который попадает ребёнок или взрослый. Именно театральный: где есть своя театральная машинерия, которая входит в интерьер. И балкончики, галереи — это всё театр-космос, мир театра.
— То есть, всё равно после новоселья у вас будет некий период адаптации?
— Да! Это не все понимают. В марте мы начнем только перебираться. Если будет возможность там что-то сыграть — сыграем. Но не всё. У нас помимо спектаклей задумано многое — клубы, экскурсии, комната или даже музей кукол… Но их тоже нужно будет обустраивать. То есть, будет постепенное освоение. Я думаю, что спешить здесь и не нужно: хочется немного поразмыслить, увидеть, почувствовать, что получилось. А ещё, говорят, — нужно «намолить», хотя бы немножко обжить это пространство.
Мне хочется войти в реальное пространство нового театра — и тогда я смогу фантазировать о спектакле, и тогда возникнут идеи. Мне нужно остаться одному на сцене, походить. Не экспликации писать, а таким образом почувствовать и ощутить. А уж потом формировать репертуар.
Я думаю, очень многие известные российские кукольники могли бы поставить у нас спектакли, но не сейчас. Мы ждём этого момента, когда мы сможем это сделать. А ещё нужны новые актёры, обновление труппы. Это какой-то совершенно новый этап истории и жизни театра.
— Возможно ли, что ещё до переезда вы всё-таки сможете показать на этой сцене «Хамлета» или «Волшебное кольцо»?
— Да, конечно, и мы обязательно будем стараться. Но скоро начинаются репетиции «Голубой стрелы», а в «Патриоте» у нас время ограничено. Для подготовки «Хамлета» здесь нужно просить, чтобы нам освободили сцену на целый день — чтобы мы установили аппаратуру и на следующий день, вечером, играли. То есть, нужно два дня, в этом вся сложность. Мы сами, конечно, очень соскучились по многим спектаклям. У нас «Петербургские сновидения» лежат, «Чайка» лежит. Всё где-то на складе, неизвестно, в каком состоянии… Это тоже, кстати, нам предстоит решить — в каком они состоянии, требуют ли реставрации? Вот Новый год пройдет — всё-таки такое шумное время — и, может, в феврале–марте мы обязательно что-нибудь из взрослых спектаклей сыграем. А что касается «Волшебного кольца» — его можно будет посмотреть 26 октября.