Общество
«Есть, что подать на „Золотую маску“, но скромничаете»: столичные критики влюбились в театры Поморья
1/3

«Есть, что подать на „Золотую маску“, но скромничаете»: столичные критики влюбились в театры Поморья

29.05.2019 13:52Мария АТРОЩЕНКО
28 мая в Архангельске прошёл гала-концерт девятого регионального театрального фестиваля «Ваш выход!».

За фестивальную неделю независимое жюри из трёх театральных критиков из Москвы и Санкт-Петербурга отсмотрело 17 спектаклей и выбрало лучших актёров области — от исполнителей главных ролей до королей эпизодов.

Заключительный вечер фестиваля прошёл на сцене архангельского театра драмы. Заслуженный артист России Сергей Чуркин (в роли самого себя) в Год театра, когда «внимание государства к театрам повышенное — со всеми вытекающими», надеялся провести гала-концерт по-домашнему, «без государственного участия». Но не тут-то было: вмешалась соведущая — заслуженная артистка Яна Панова — в роли инспектора, проводящего «внеплановую проверку оказания театральных услуг населению».

По следам истории с объединением Александринского и Волковского театров, харизматический дуэт шутил со сцены, кого ещё можно было бы объединить и как назвать получившиеся гибриды: «Сатирикон» и театр кошек Юрия Куклачёва — в «Сатирикошек», Большой и Малый театры — в средний. А также балагурил про то, как определить «степень удовлетворённости населения оказанными услугами» и как искоренить сексизм в театре — искусственно уравнять количество женских и мужских персонажей в пьесах.

Помогала соведущим актриса северодвинского драмтеатра Юлия Корельская — в смешном и немного грустном образе лицедейки, которая не один десяток лет играет Фунтика в детском спектакле.

Первым заслуженную награду получил лучший актёрский ансамбль — архангельские кукольники, сыгравшие в спектакле «Любовь к трём апельсинам». Кстати, члены жюри отметили, что для театра кукол не обязательно создавать «маленькое кукольное гетто» в главных актёрских номинациях.

— Ваш театр кукол вполне может находиться в одном конкурентном поле с двумя другими архангельскими театрами, — сказала на круглом столе по итогам фестиваля театральный критик, автор и редактор «Петербургского театрального журнала» Оксана Кушляева. — Это удивительный профессионализм: за три спектакля мы увидели две системы работы с куклой. Марионеток сегодня почти никто уже не использует! Там работают универсальные артисты, которые в живом плане тоже легко существуют.
Оксана Кушляева.Оксана Кушляева.

Лучшим дуэтом критики назвали северодвинских Константина Треплева и Нину Заречную — Павла Митякина и Елену Вотинову, сыгравших в «Чайке» Анастаса Кичика. Со сцены Вотинова отвесила низкий поклон новому главному режиссёру северодвинского драматического, позволившему ей сыграть одну из главных чеховских героинь.

— «Чайка» — это какой-то эстетический серьёзный театральный разговор со зрителем, — отметили критики на круглом столе, — мы очень долго о ней думали.
Павел Митякин и Елена Вотинова.Павел Митякин и Елена Вотинова.

Актрису «архдрамы» Ольгу Зубкову, поднявшуюся на сцену за призом за лучший эпизод — роль пожилой няни Анфисы в спектакле Глеба Володина «Три сестры», — встречали продолжительнейшими аплодисментами. 

— Служу нашему народу! — церемонно и с достоинством ответила победительница.

Награждают Ольгу Зубкову.Награждают Ольгу Зубкову.

Кстати, имена победителей, которых выбрало независимое жюри, до последнего не знал никто — ни местные эксперты, ни ведущие. Так что случались трогательные неожиданности. Яна Панова в роли инспекторши сама себе вручила приз за лучшую женскую роль второго плана — госпожи Хохлаковой в «Братьях Карамазовых». И со сцены она поблагодарила тех же людей, что и в прошлый раз — режиссёра спектакля, а также своего отца и худрука.

— Опять я говорю «спасибо» Максиму Соколову, — сказала она. — От этой роли я как-то ничего не ожидала, а она сложилась. А вам, Виктор Петрович, спасибо за том, что приглашаете молодых режиссёров, которые с нами делают, что хотят.

А приз за лучшую мужскую роль второго плана достался её соведущему Сергею Чуркину — за папу и главу тараканьей семьи в «Тараканах» Полины Золотовицкой.

Народную артистку России, «золотомасочницу» Светлану Михайлову наградили за лучшую актёрскую работу в театре кукол: она уморительно сыграла плута-слугу Труффальдино в «Любви к трём апельсинам».

Так жюри и зрители приблизились к главной интриге вечера — объявлению имён лучшего актёра и актрисы. Председатель жюри, театровед, преподаватель ГИТИСа, завлит московского театра «Человек» Александр Вислов признался, что ролей-претендентов было так много, что критики вконец запутались. Им, по его словам, пришлось, как Кристоферу Буну из «Загадочного ночного убийства собаки», включить математические способности. Это привело к тому, что жюри решили наградить актёра и актрису по сумме двух ролей. 

За «потрясающий диапозон» и роли Маши в «Трёх сёстрах» и Марьи Антоновны в «Ревизоре» статуэтку получила актриса «архдрамы» Мария Беднарчик.

Мария Беднарчик выбежала на сцену, не успев снять усы после капустного номера «Чарли и сыновей».Мария Беднарчик выбежала на сцену, не успев снять усы после капустного номера «Чарли и сыновей».

А в мужской номинации критики и вовсе не смогли определиться — решили наградить двух актёров по суммам двух ролей. Михаила Кузьмина из труппы драматического увенчали лаврами за роли Хлестакова в «Ревизоре» и «особого» подростка Кристофера в «Собаке», а «пановца» Степана Полежаева — за роли Мити Карамазова в спектакле Максима Соколова и арабского сироты Момо в постановке Ильи Мощицкого по роману «Вся жизнь впереди».

«Братья Карамазовы» произвели на критиков сильное впечатление.

— Достоевского читать невыносимо, но это затягивает, — отметил Александр Вислов. — И Максим Соколов нашёл какую-то магию: создал невыносимый спектакль, но в него хочется вгрызаться. Этот спектакль для меня — одно из наиболее сильных впечатлений фестиваля, как и знакомство с Молодёжным театром. Это театр активного режиссёрского высказывания.
Александр Вислов.Александр Вислов.

Кроме того, несколько дипломов вручило местное отборочное жюри. Самые важные из них — «За честь и достоинство» — получили четверо подвижников, многие годы отдавшие театру: актёры Константин Феофилов из «архдрамы», Людмила Поваляшко из северодвинского и Николай Елсаков из котласского драматического, а также заведующая педагогической частью театра кукол Марина Мельницкая.

— Какая странная номинация. Если у человека нет чести и достоинства, то он кто? — сказала Марина Мельницкая, а Людмила Поваляшко добавила:

«Я счастлива, что вы оказали мне честь — принять меня на этом празднике театрального искусства. Никогда не позволяйте отнять у вас чувство собственного достоинства, что бы ни происходило в мире, стране, городе и театре».

Марина Мельницкая — у микрофона.Марина Мельницкая — у микрофона.

Наградили и молодое поколение, которое уже наступает на пятки, — Егора Латухина, тоже сыгравшего Момо во «Всей жизни впереди», и девятилетнюю Алису Дадакину, исполнившую роль карлика в северодвинской «Пиковой даме».

Наталья Малевинская и Алиса Дадакина.Наталья Малевинская и Алиса Дадакина.

Также коллеги отметили дипломами Анастаса Кичика, сыгравшего Тригорина в своей же «Чайке», Эдуарда Абанина из Котласа — «за широкий актёрский диапазон», Наталью Малевинскую — за перевоплощение в старца Зосиму в «Братьях Карамазовых» и Анну Венгерович — «за блестящее исполнение роли Субастика» в сказке «Семь суббот на неделе» драмтеатра города корабелов. Специального приза за честный и смелый разговор с родителями о детях удостоился спектакль театра кукол «Они и мы».

В заключение приглашённые члены жюри признались в любви Архангельской области и её театрам.

— Я полюбила Архангельск, — сказала Оксана Кушляева. — Ваш регион удивляет. Вы дерзкие, театральные, к вам хочется приезжать!

— Замечательные артисты, замечательные зрители, — добавил Александр Вислов. — С этими социальными группами повезло Архангельску. Не знаю, кто кого воспитывает. Мне кажется, в известном смысле здесь таланты образуют публику. Та потрясающая тишина, которая стояла во всех залах на всех спектаклях, и то желание понять — это дорогого стоит. Хотелось бы пожелать архангельским театрам, чтобы они слышали своего зрителя, всегда стояли на его стороне. Чтобы всегда стояли за маленького, но сложного человека против большого дурацкого бессмысленного левиафана.

Александр Вислов и Оксана Кушляева.Александр Вислов и Оксана Кушляева.

Слово — критикам

Александр Вислов — о недооценённости архангельских театров:

«Странно, что театральная Россия не очень знает о том, что сегодня так много интересного происходит в архангельском регионе. У нас есть театры, которые возникли вдруг, и их все критики полюбили, и они бесконечно ездят на все фестивали и чуть ли не каждый год номинируются на „Золотую маску“. При том, что это любопытно, это такие калифы на час. И вокруг них взбивается пена, они становятся страшно модными. А вы какие-то скромные очень. Хотя вам есть, что предъявить на общероссийских смотрах, включая „Маску“.

В частности, масштаб явления Архангельского молодёжного театра явно не соответствует тому месту в общественном критическом сознании, которое вы сегодня занимаете. Кто знает о вашей богатой славной истории? Я массу всего интересного узнал о ваших авиньонских поездках, о вашем выступлении на Таганке. Какой-то театр один раз съездит в Авиньон за свой счёт, на площади раскинули шатёр, сыграли, а потом про это 20 лет рассказывают. Скромность украшает человека, но не театр».

Оксана Кушляева — о смелости репертуара:

«Большинство российских театров постоянно находятся в обмене, а здесь вы отдельно. Но при этом — находитесь в русле художественных течений, веяний. Практически все ведущие петербургские молодые режиссёры находят у вас место для постановок, в отличие от Петербурга. Спасибо Молодёжному театру за возможность посмотреть борзых, смелых, радикальных питерцев. 
У вас есть лаборатории, у вас не самые очевидные, актуальные тексты. Прямо не скажешь, что взглянешь на афиши архангельских театров и увидишь джентльменский набор. А в большинстве театров ты видишь 50 процентов [Рэй] Куни, [Марк] Камалетти — пьесы развлекательного репертуара, — одну вечную мышистую классику и всё! А ваш регион в этом смысле удивительно передовой, смелый. Везде есть какой-то риск, новые горизонты».
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.