Жаль только, что зрителей из числа театральной архангельской публики было не так много. А ведь гала-концерт «Аллея звёзд» фестиваля и сопряжённый с ним объединённый капустник стали настоящим событием. Часто ли увидишь в одном помещении маэстро Молодёжного театра Виктора Панова, «Карабаса-Барабаса» драмтеатра Сергея Самодова и самого скромного из архангельских режиссёров — художественного руководителя театра кукол Дмитрия Лохова?
Как рассказала председатель жюри, народная артистка России, актриса Архангельского театра кукол Светлана Михайлова, она и её коллеги отсмотрели 19 спектаклей, выпущенных за последние два года. И на удивление, разногласий почти не возникало: практически всех победителей выбирали единогласно.
Ольга Халченко и Евгений Нифантьев.
«не смогут кура и пчела…»
Вёл церемонию награждения и капустник харизматический дуэт нарочито номенклатурного Евгения Нифантьева и примадонны — Великой силы искусства в лице Ольги Халченко, которую соведущий по-своему, в пародийно-казённом духе, звал «товарищем Силой».
Вместе партработник от культуры и «Сила» замешали идеального актёра будущего — с юмором и даже толикой горечи: добавив в зелье глины, чтобы «не так больно было быть глиной в руках режиссёра». Завершить процесс приготовления актёрской смены ведущим помогли представители, действительно, нового поколения — театральные дети: два Егора — Полежаев из Молодёжного и Латухин из драматического.
Актёры — на то они и профессионалы! — капустник устроили на совесть: смешно, талантливо и с душой. Сергей Чуркин так и вовсе выдал отдельный гамлетовский перформанс, швырнув бедного Йорика об стену.
Интермедией для заключительного вечера служила, как это часто случалось в 2017-м, узнаваемо революционная тема — композиция Георгия Свиридова «Время, вперёд!», которую телезрители каждый вечер слышат в заставке «Времени» Первого канала. Поэтому и представители театров изображали демонстрантов с красными знамёнами. Самый милый, зовущий к победе «Кукольнизма», был у артистов Архангельского театра кукол.
Кстати, у кукольников все номинации были свои, обособленные. Это обстоятельство, кажущееся причудливым в свете того, что в области — всего один кукольный театр, — очень понятно и смешно разъяснили его артисты:
«И как Ромео и Джульетта, не смогут кура и пчела друг друга лобызать в объятиях…».
Потому-то и номинации за актёрский ансамбль и лучшую актёрскую работу у них были свои. Первую награду взял ансамбль сказки Дмитрия Лохова «Кот в сапогах», а за лучшую актёрскую работу в театре кукол наградили Татьяну Горшенину за роли бабы Дуси и Бабы-Яги в спектакле «Гуси-лебеди».
Яна Панова — со словами благодарности — к художественному руководителю Виктору Панову и режиссёру Максиму Соколову.
«Мы все играем роли»
Награду же за лучший актёрский ансамбль в драме забрали «пановцы», сыгравшие в спектакле Искандера Сакаева «Вальпургиева ночь, или…». При этом любопытно, что лучшим дуэтом был признан тандем двух бессловесных слуг просцениума из «Двух дамочек в сторону Севера» — Павла Каныгина и Александра Зимина.
В номинации «Лучший эпизод» жюри не смогло пройти мимо Евгения Шкаева, который в роли Лоуренса в спектакле «Пьяные» Максима Соколова призывал всех «не сс*ть!». Свою победу Шкаев воспринял неоднозначно, сказав:
«Я не очень понимаю этого конкурса. Это же не соревнование. Мы все играем роли, это же не спорт…».
В номинации «Лучшая женская роль второго плана» победительниц оказалось две — Мария Беднарчик, сыгравшая Варвару в «Грозе» драмтеатра, и Наталья Малевинская, воплотившая образ Елизаветы Петровны в «Страстотерпцах» Виктора Панова. Зато в аналогичной мужской номинации победитель был один, и им стал Антон Чистяков, сыгравший Ракитина в «Месяце в деревне» Максима Соколова.
Его коллега по «Месяцу в деревне» Яна Панова получила высшую награду — за «Лучшую женскую роль» — Натальи Петровны Ислаевой.
— Эта роль для меня — как песня, — сказала Панова. — Спасибо Максиму Соколову за то, что он дал мне её сыграть, и за его ежедневные мантры, которые очень подняли мою самооценку.
Александр Берестень получает диплом за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Страстотерпцы» Виктора Панова.
«Мы с вами хорошие люди, а будем ещё добрее»
А в мужской категории жюри не смогли однозначно выбрать одного исполнителя лучшей роли и выбрали сразу двоих — Александра Берестеня, сыгравшего несчастного Иоанна Антоновича в «Страстотерпцах», и Ивана Братушева — за Поприщина в «Блогере». Последний за дипломом подняться не смог: играл в «Василии Тёркине» на сцене театра Владимира Маяковского.
А Берестень — поднялся и сказал:
«То, что этот фестиваль состоялся, означает, что мы с вами умеем душевно и интеллигенто проводить вечера. Мы с вами хорошие люди, а будем ещё добрее».
С этим «Мы — хорошие люди» получилась какая-то загадка: эту фразу повторяли многие лауреаты — в основном из Молодёжного театра. То ли по велению сердца, то ли обыгрывая слова Натальи Петровны из «Месяца в деревне»: «Все вы прекрасные люди».
«Надеждой сцены» была признана исполнительница главных ролей в «Грозе» и «Амфитрионе» Нина Няникова. Хотя могла получить и больше — ведь номинировалась на «Лучшую женскую роль» за Катерину.
Лариса Тарасова.
И когда, наконец, начало казаться, что «архдрама» и Молодёжный забрали все призы, жюри вручило специальные награды: северодвинскому драмтеатру — за создание исторического бенефиса к своему собственному 80-летию, а котласскому — за особое внимание к детским спектаклям, коих в репертуаре более десяти. А очень важной награды за актёрский прорыв удостоилась артистка северодвинской драмы Лариса Тарасова.
Спецприза «Нет, мы лёгких не ищем путей» удостоился уличный спектакль Молодёжного театра «Путями Каина. Трагедия материальной культуры». В этом спектакле-испытании актёры в прямом смысле испытывают себя водой и огнём.
Сергей Черноглазов, Ольга Зубкова и Ростислав Киселёв.
В номинации «Честь и достоинство» борьбы не было, а было сразу четыре заслуженных победителя — Ольга Зубкова (архангельский драмтеатр), Ростислав Киселёв (театр кукол), Сергей Черноглазов (северодвинский драматический) и Ольга Наточий (котласский драмтеатр).
Кроме того, свои спецпризы актёрам Архангельской области вручили участники открытой школы актёрского мастерства Натальи Ступиной и семинара молодых театральных критиков Григория Заславского.