Общество
Покупали автобусы, ездили на гастроли, создавали красоту: в Архангельске подвели итоги Года театра

Покупали автобусы, ездили на гастроли, создавали красоту: в Архангельске подвели итоги Года театра

03.12.2019 13:14Мария АТРОЩЕНКО
Разные творческие пути пяти театров Архангельской области пересеклись 2 декабря на праздничном обеде, где в непринуждённой обстановке представители сообщества встретились с губернатором Игорем Орловым.

Формат своеобразного делового обеда принимающая сторона — архангельский театр драмы — подсмотрела у бизнес-сообщества. За накрытыми столами в Абрамовском зале «архдрамы», который в своё время числился за СТД, после стал репетиционной точкой для кукольников, а теперь готовиться стать полноценной третьей сценой «ломоносовцев», собрались представители всех пяти театров Поморья.

— Я очень рада вас всех видеть! — сказала председатель регионального отделения Союза театральных деятелей Наталья Малевинская. — Когда-то мы встречались с Игорем Анатольевичем [Орловым] и Вероникой Александровной [Яничек] в узком кругу. Но губернатор изъявил желание встретиться с театральной общественностью всей нашей области. И, конечно, не закрыть — это дурацкое слово! — Год театра, а поговорить об удачах и перспективах на будущее.

Глава региона подчеркнул, что очень ценит возможность вести прямой диалог с театралами.

— Я с самого начала на посту губернатора старался сделать всё возможное, чтобы создать все условия для творчества в театральном сообществе, — отметил Игорь Орлов. — Никогда не вмешивался и не буду вмешиваться, и считаю неверным прямое вмешательство административных органов в ваше творчество, в ваш поиск. Но, при этом, каждый раз найти возможность поддержать теми инструментами, которыми мы располагаем, — это для нас очень важно. В последние годы мы взяли темп, начали друг друга, наверное, больше понимать и слышать. Наша задача — сделать так, чтобы творческий порыв никогда не упирался в какие-то непреодолимые препятствия.

Игорь Орлов, Вероника Яничек, Наталья Малевинская.Игорь Орлов, Вероника Яничек, Наталья Малевинская.

За почти завершившийся календарный год в Архангельской области состоялось около 30 театральных премьер. Все они — очень разные, как и итоги, которые подвели представители театров.

По словам директора северодвинского драматического Алевтины Голубевой, главным подарком к Году театра стал главный режиссёр — Анастас Кичик.

— Огромное спасибо главному режиссёру архангельского драмтеатра Андрею Николаевичу [Тимошенко] за то, что он подготовил для нас такого чудесного кадра, — сказала она. — Молодой, инициативный, амбициозный. Не всегда с ним находишь общий язык, но пока что он нашему коллективу нравится! Когда Год театра только объявили, я подумала, что будет очень обидно, если он пройдёт формально и незаметно для зрителей. Но мне кажется, нам удалось, как говорил Виктор Панов на церемонии открытия, заразить всех бациллой театра. Начали мы с того, что провели семинар по совместной работе школы и театра: заразили директоров школ, и почти сразу же почувствовали всплеск интереса к театральному искусству!

Алевтина Голубева.Алевтина Голубева.

Одним из главных событий директор северодвинского драматического назвала обменные гастроли с вологодским театром. Труппа города корабелов сыграла у соседей восемь спектаклей. А ещё в театре совместно с ветеранами города учредили ежегодную премию имени Сергея Черноглазова, ушедшего из жизни в 2018 году. Впервые её присвоили заслуженной артистке России Валентине Иргизновой.

Алевтина Голубева также рассказала, что в преддверии года Фёдора Абрамова театр заказал пьесу по одному из произведений писателя. 

Директор котласского драмтеатра Мирослав Вельган подвёл итоги в цифрах: 191 спектакль, более 40 тысяч зрителей, девять премьер, а ещё новенький автобус для гастролей по области — почти за пять миллионов рублей. Главной проблемой остаётся аварийное состояния здания театра: в наступающем году планируется начать подготовку проектно-сметной документации.

А в творческих планах — спектакль по «Мамонихе» Фёдора Абрамова и постановка к 75-летию Победы.

Мирослав Вельган.Мирослав Вельган.

Весь 2019-й театр кукол провёл, обживая новое здание. Есть сложности — с поворотной механикой в Большом зале, — зато театр, по словам его директора Владимира Морозова, работает активно, как никогда.

— Мы никогда столько не ставили, — сказал он. — Раньше выпускали по два-три спектакля в год, а сейчас — пять-шесть. И никогда столько мастер-классов не проводили, а теперь у нас просто бум! Самое главное, что спустя три года мы вновь стали выезжать — побывали на фестивалях в Мурманске и Абакане.

Также в этом году театр успел обменяться гастролями с коллегами из Карелии. А в наступающем готовится открыть буфет и новую сценическую площадку на 30 мест. В планах и новые гастроли — в Курск и Пермь.

Владимир Морозов.Владимир Морозов.

Худрук Молодёжного театра Виктор Панов предоставил слово своему заместителю Анастасии Дедёшиной. И хотя «пановцы» в этом году гастролировали и фестивалили очень активно: вспомнить только поездки в Саранск и Иран, гран-при в Сыктывкаре и участие в «Артмиграции», — помощник художественного руководителя остановилась на главных итогах — трёх премьерах.

— Не буду оперировать цифрами, я хочу поговорить об искусстве, — сказала Анастасия Дедёшина. — Мы в театре в первую очередь создаём красоту. В этом году у нас было три премьеры, и ни одна из них не была случайной. «Папа встретит меня в L.A», который номинирован на «Золотую маску», был создан с прицелом на семейный просмотр: это важно, потому что подростки в театре всегда — самая западающая аудитория. «История одной бабы» стала результатом лаборатории «Голоса из прошлого». А потрясающей красоты спектакль «История одного города» буквально на той неделе отсматривали эксперты «Маски» — на фестиваль уже 2021 года.

Анастасия Дедёшина.Анастасия Дедёшина.

Сам же Виктор Панов, который под конец 2019-го стал членом Академии дураков Вячеслава Полунина и лауреатом престижной национальной премии «Театр масс», сказал, что «Год театра в России пролетел, как Баба Яга на метле». 

— Прошёл Год театра, юбилеи Сергея Плотникова и Бориса Горшенина — великих артистов, — заявил маэстро. — Мы обязаны были их отметить. Не сделали! Я предлагал организовать театральный десант и отправиться по железной дороге — вот это был бы успех! Мы живём в век информации, и театр уже давно должен был другим. Вот у нас уже Сергей Чехов [режиссёр «Реки Потудани»] будет спектакль на морском вокзале ставить! Надо менять помещения, искать другого, сбивать стереотип у зрителей.

Виктор Панов.Виктор Панов.

Директор «архдрамы» Сергей Самодов завершил подведение итогов на позитивной ноте. Драмтеатр в этом году много ездил и принимал гостей, участвовал в фестивалях — в частности, в «Уроках режиссуры» театральной Биеннале. А, главное, — принял участие во Всероссийском марафоне

Сергей Самодов.Сергей Самодов.

По мнению Сергея Самодова, Архангельск в 2019-м не просто постучал в двери театрального сообщества, а вошёл к нему на равной ноге.

— К этому приводит симбиоз действий, — пояснил директор архангельского драматического. — У нас появилось большое количество лабораторий, экспериментов, к которым мы привлекаем участников и из других городов, которые потом в дальнейшем становятся нашими амбассадорами. Так что самое главное, чтобы мы все продолжали творческий поиск и — в хорошем смысле — конкуренцию.

А пока Год театра ещё не закончился, все пять архангельских театров готовятся к новогодним кампаниям.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.