В этом году он впервые станет частью единого целого — фестиваля «Транзит», под именем которого Архангельский молодёжный театр объединяет свои проекты с Большим Пасхальным фестивалем Поморской филармонии.
В Год театра программа «Европейской весны» — максимально театральная, собранная по двум критериям — уникальность и дерзость. Основными площадками фестиваля станет сам театральный особняк на Логинова, 9 и Дом молодёжи.
2 апреля Архангельск увидит скандальный и «звёздный» спектакль Ильи Мощицкого «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре». Мощицкого архангельский зритель открыл, благодаря спектаклю «Вся жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара, который тот поставил в Молодёжном театре. А «Холокост кабаре» — своего рода его визитная карточка. За эту постановку он получил Санкт-Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв» в номинации «Лучший режиссёр».
В основе спектакля — история советского солдата Ивана Демьянюка. В 1942 году он попал в плен, а после войны эмигрировал в США как «жертва фашистского режима», стал называться Джоном. В конце 1970-х его обвинили в сотрудничестве с нацистами, и суды продолжались 30 лет. В 2011 году 89-летний Демьянюк был признан виновным в пособничестве убийству 28060 заключённых, приговорён к пяти годам тюрьмы и ввиду преклонного возраста отпущен на свободу до рассмотрения поданной апелляции. До неё он не дожил, скончавшись в доме престарелых в возрасте 91 года.
Спектакль Илья Мощицкий решил в духе «эпического театра» Брехта, как саркастическое шоу на грани абсурда, «трагический цирк». В спектакле задействованы артисты МДТ Льва Додина, Александринского, Нового императорского и других театров Санкт-Петербурга.
Третий раз в Архангельск приедет Санкт-петербургский независимый «Театро ди Капуа». Впервые они показали в Архангельске инженерную танго-оперу «Мария де Буэнос-Айрес», а на прошлогоднем фестивале уличных театров сыграли спектакль «Слово и дело». На этот раз они представят спектакль «Жизнь за царя», основанный на письмах, речах на судах и мемуарах Веры Засулич, Софьи Перовской, Андрея Желябова, Николая Кибальчича, Степана Халтурина и других членов исполкома партии «Народная воля».
В 2015 году «Жизнь за царя» получила «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы».
— Это снова спектакль Джулиано ди Капуа, и снова в нём играет главную роль одна из самых красивых и талантливых актрис Санкт-Петербурга — Илона Маркарова, — отметила помощник художественного руководителя Архангельского молодёжного театра Анастасия Дедёшина.
Спектакль сыграют в театральном особняке 12 апреля дважды за вечер.
18 апреля архангелогородцы увидят спектакль, прогремевший на всю Россию, — постановку Псковского театра драмы по повести Андрея Платонова «Река Потудань». Его режиссёр Сергей Чехов, балансируя на грани драматического, визуального и физического театров, в «духе новой серьёзности» перенёс на сцену рассказ о возвращении красноармейца Никиты Фирсова к прежней жизни после Гражданской войны.
У спектакля — пять номинаций на «Золотую маску».
— Этот спектакль близок нам тем, что над ним работала художница Анастасия Юдина: у нас она оформила очень много спектаклей Максима Соколова, — добавила Анастасия Дедёшина. — Феномен псковского театра, на мой взгляд, в том, что в него пришёл очень грамотный управленец — театральный критик и один из организаторов фестиваля «Точка доступа» Андрей Пронин. У нас они будут играть сразу же после объявления результатов «Золотой маски». 16 апреля они, надеюсь, получат «Маску» — и сразу же к нам!
19 апреля фестиваль завершит предметно-кукольный спектакль «Мои лань и кролик» французской театральной компании «Аи, Аи, Аи». В этом бессловно-музыкальном спектакле товары комиссионки — фарфоровые лань и кролик, салфетка, карманный нож и другие предметы — обретают жизнь в руках Шарлотты Блан и Джулиана Меллано.
— Это большой подарок нашему театру от Французского института, с которым мы очень давно сотрудничаем. В выборе коллективов, как музыкальных, так театральных мы очень им доверяем, — добавила Анастасия Дедёшина.
Изначально планировалось, что «Весна» начнётся 26 марта — концертом грузинской джазовой певицы Нино Катамадзе. Причина — в недостатке финансирования.
— Я отказываюсь от Нино Катамадзе, — заявил на пресс-конференции художественный руководитель Молодёжного театра Виктор Панов. — Это катастрофа. Я бы хотел, чтобы на неё пришла молодёжь, но молодёжь не придёт, если сделать билеты по пять тысяч рублей. Для меня честнее — отказаться. Мы также хотели привести спектакли Марины Брусникиной, Константина Богомолова. К сожалению, не нашлось пространства, где бы их можно было разместить. Со спектаклем Бутусова — та же штука. Если господа чиновники хотят жить современным искусством, надо не унитазы в театре менять, а проводить реконструкции.