12 сентября драмтеатр позвал журналистов и блогеров не на традиционную пресс-конференцию к началу сезона, а в медиа-тур по музею театра, закулисью и цехам. Также гости стали свидетелями читок и репетиций на главной и камерной сценах.

Как известно, этой осенью — официально — 30 сентября — театр открывает 85-й сезон. Но это, как гласит популярный мем, не точно: отсчёт вёлся с первой премьеры в здании театра, построенного в 1931 году, которая состоялась 27 октября 1932 года (это была пьеса «На дне» Максима Горького), а так будущий сезон можно считать даже 86-м.

Гостей встречает Сергей Самодов.Гостей встречает директор театра Сергей Самодов.

Ремонт и бэби-бум

Как сообщил директор театра Сергей Самодов, который первый встретился журналистам на пути, в 2016 году театр заработал 43 миллиона рублей. 

Неотъемлемая часть административно-хозяйственной подготовки к новому сезону — это ремонт. Этим летом в театре подновили освещение в гримёрных и кресла в зрительном зале.

— Сейчас работаем на камерном сцене, чтобы сделать зрительный зал трансформером: чтобы можно было, допустим, сделать сцену посередине, а зрителей — по бокам — рассказал Самодов. — А спартанские скамейки мы всё же решили сделать мягкими для удобства зрителей.

Новый сезон, как известно, в театре начнётся с гастрольных моноспектаклей в рамках программы «Тет-а-тет». 24 сентября Валерий Баринов представит двухчастную программу из пушкинской «Метели» и стихов Пастернака, Есенина, Блока, Тарковского и других авторов. 

А 30 октября Евгений Князев прочтёт опят-таки пушкинскую трагедию «Борис Годунов». Интересно, что с Князевым — ректором театрального института имени Бориса Щукина связан ещё один проект — целевой приём в «Щуку» будущих актёров для драмтеатра. Объявить его планируется на следующий год.

Кстати, о прибавлениях — но уже не творческих, а семейных. В театре, по словам директора, — бэби-бум: мамами собираются стать пять сотрудниц.

Главное же событие ноября в театре, как «Регион 29» уже писал, — оперные сезоны. Сергей Самодов также намекнул, что в следующем году они продолжатся: сейчас ведутся переговоры с московским театром «Новая опера».

Кажется, что Константин Феофилов знает о театре всё.Кажется, что Константин Феофилов знает о театре всё.

Тайными тропами

Затем экскурсию по театру журналистам устроил человек, который, кажется, знает о нём всё — от устройства фонтанов по принципу замкнутого цикла до кирпичной кладки, сохранившейся с 1709 года — один из самых опытных актёров (и великолепный рассказчик!) Константин Феофилов. Он поведал, что впервые о строительстве театра в Архангельске задумались ещё в 1793 году: тогда на нынешней Профсоюзной площади началось строительство каменного театра, но в разгар стройки деньги кончились. А то, что построить успели, превратилось в хлебный лабаз.

Предшественником Большого Архангельского театра (так назывался нынешний драмтеатр) был театр на набережной, который к 1930-м годам стал разваливаться. В нём в 1926-м работала Фаина Раневская. Там же ещё раньше работал актёр Мамонт Дальский, который в 1918-м бросил театр и возглавил анархическое движение на Севере.

Эти и другие интереснейшие подробности из прошлого архангельского драмтеатра можно узнать в местном музее. Во время спектаклей вход в него свободный.

В «сказочной» костюмерной.В «сказочной» костюмерной.

Константин Феофилов провёл журналистов и другими тайными тропами: показал свою гримёрную (чтобы не вторгаться в личное пространство коллег), костюмерные и цеха — пошивочный и парикмахерский. К слову, журналисты «Региона 29» прошли по уже знакомым местам — прошлой осенью, когда драмтеатр только начал приоткрывать закулисье для гостей, мы сделали большой репортаж о театральной кухне в «Правде Севера».

Загадочное ночное убийство собаки

Участникам медиа-тура приоткрыли завесы не только прошлого и закулисья, но и будущего сезона. Так, в малом репетиционной зале проходила читка инсценировки к роману британского писателя Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки». 

Читка пьесы «Загадочное ночное убийство собаки».Читка пьесы «Загадочное ночное убийство собаки».

24 ноября спектакль по ней на камерной сцене поставит режиссёр Алексей Ермилышев, известный архангельскому зрителю по «Василию Тёркину» и «Двум дамочкам в сторону Севера».

Интересно, что в постановке задействованы почти те же актёры, что и в «Тёркине» — Михаил Кузьмин, Мария Степанова, Дмитрий Беляков. Кузьмин, который сыграл в четырёх премьерах 84-го сезона — «Грозе», «Золотом ключике», «Слоне» и «Амфирионе», — исполнит главную роль подростка с аутизмом Кристофера Буна. 15-летний Кристофер решает расследовать убийство Веллингтона — соседской собаки, с которой он дружил.

Михаил Кузьмин — уже в образе мальчика, обращённого внутрь себя.Михаил Кузьмин — уже в образе мальчика, погружённого в себя.

Уже на читке Михаил — в образе: не смотрит своему сценическому отцу Дмитрию Белякову в глаза и говорит, опустив голову. Отметим, что молодой актёр преподаёт в театральной студии драмтеатра для «особых» детей.

Кстати, именно Кузьмин порекомендовал Алексею Ермилышеву обратиться к этому первоисточнику.

— Миша предложил, и я очень заинтересовался этой пьесой, — рассказал Алексей Ермилышев. — Сценическая адаптация бестселлера Хэддена была написана для Королевского национального театра Великобритании. Герой пьесы — 15-летний Кристофер Бун — он другой. На мой взгляд, сейчас это очень актуальная вещь. Она очень социальная. Сейчас и общество стало обращать очень много внимания на таких людей, и их очень много. Вообще слово «аутист» переводится как «ушедший в себя». И мне кажется, что всем людям сейчас нужно немного посмотреть внутрь себя, уйти в себя. И в этой пьесе мальчик Кристофер Бун, который не может смотреть людям в лица, боится громких звуков, больших городов и прикосновений, разгадывая убийство собаки, преодолевает себя. И расследуя убийство собаки, он исследует тайны своей семьи и воссоединяет её. Это большой подвиг для него! Мне показалось, что это очень красиво, актуально и злободневно.

По словам Ермилышева, акцент в спектакле будет сделан на сценическом движении и пластике. С актёрами работает балетмейстер театра Ольга Мурашова.

— Будет много хореографической жанровой пластики, — пояснил режиссёр. — Мы это немного наметили в «Двух дамочках…». И также, как и в них, идёт подготовка видеоконтента. Что очень важно, потому что Кристофер Бун воспринимает мир через математику, у него схематическое мышление. Он не может различать эмоций на лицах людей, не понимает метафор. Ему легче всего видеть через формулы и числа.

Репетиция «Сказки о рыбаке и рыбке».Репетиция «Сказки о рыбаке и рыбке».

Непростая да золотая

Ещё одна премьера 85-го сезона — постановка пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», которую Анастас Кичик ставит на камерной сцене. Журналисты попали только на третью репетицию спектакля, в котором заняты Вадим Винтилов, заслуженная артистка РФ Елена Смородинова, Алексей Ковтун и новоприбывшая в труппу Анна Рысенко.

— Эта сказка, которая в крови у каждого, — сказал Анастас Кичик. — Сейчас мы пытаемся разобраться в смыслах и вопросах, которая ставит эта на первый взгляд простая сказка. Кроме того, нам предстоит работа не только с самим текстом, но и с теми смыслами, которые живут в сознании людей.

Поэтому Кичику было интереснее не отвечать на вопросы, а задавать их: он спросил журналистов и блогеров, о чём, по их мнению, «Сказка о рыбаке и рыбке». Вариантов была масса: начали с простых жадности и неумеренных амбиций, а дошли чуть ли не до мирового капитала и квартир в ипотеку. Все эти интерпретации вдумчивый режиссёр зафиксировал, но всё же сказал:

«Прежде чем врываться к Пушкину с гранатой, мы к Александру Сергеевичу осторожно постучим».

Анастас Кичик тщательно изучил историю создания сказки. Он поделился, что в черновом варианте старик ходил к рыбке не шесть, а семь раз: до того, как возжелать стать владычицей морскою, старуха замахнулась на кресло… Римского папы.

За сценой притаился Щелкунчик из нового спектакля.За сценой притаился Щелкунчик из нового спектакля.

Щелкунчик и Карамазовы

Своеобразным крещендо медиа-тура по драмтеатру стала встреча с главным режиссёром Андреем Тимошенко — прямо в перерыве репетиции «Щелкунчика» на главной сцене. Как рассказал главный режиссёр, эта сказка, которую была поставлена семь лет назад, а затем списана, вернётся на сцену на Новый год — с новыми исполнителями, декорациями и костюмами и режиссёрскими решениями.

Репетиция «Щелкунчика» на главной сцене.Репетиция «Щелкунчика» на главной сцене.

Также Андрей Тимошенко рассказал, что осенью драмтеатр покажет «Василия Тёркина» на Театральной биеннале, которая впервые пройдёт в Москве.

— Туда приглашены очень серьёзные коллективы, и очень престижно, что наш театр представит там свой спектакль, — отметил главный режиссёр.

Андрей Тимошенко.Андрей Тимошенко.

Также Андрей Тимошенко напомнил, что в конце октября состоятся обменные гастроли с театром Сыктывкара, а в мае состоится очередной фестиваль «Родниковое слово». 

— Уже начали присылать очень интересные заявки, — рассказал Тимошенко. — Вчера я посмотрел питерский спектакль про подводников в стиле японской оперы. Думаю, программа этого фестиваля будет очень разнообразной и удивительной.

Что касается хедлайнера фестиваля, сейчас драмтеатр ведёт переговоры с театром Вахтангова о том, чтобы его «Евгений Онегин» открыл «Родниковое слово».

Кроме того, ориентировочно на февраль запланирована премьера ещё одной режиссёрской работы Алексея Ермилышева — «Братьев Карамазовых», которые анонсировались ещё в прошлом сезоне. Выпуск же главной премьеры сезона — «Последнего искушения Михайло Ломоносова» — запланирован на конец апреля. До сих пор интригой остаётся исполнитель главной роли великого помора. Напомним, что на открытой читке Андрей Тимошенко лишь намекнул, что это будет известный приглашённый актёр.

— Я думаю, что к Новому году мы сделаем зрителям подарок и раскроем эту интригу, — ещё больше заинтриговал Тимошенко. — А может быть, мы будем тянуть до премьеры.

А в июне в рамках юбилейного сезона, который театр провозгласил сезоном просвещения, в драмтеатре пройдёт научно-театральный фестиваль.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.