З апреля в Архангельск прилетели директор театра Евгений Малыгин и его художественный руководитель, народный артист РФ, знаменитый оперный режиссёр, лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» Юрий Александров. Они приехали оценить акустику и технические возможности драмтеатра, на сцене которого пройдут представления, сообщает «МК в Архангельске».

Как на пресс-конференции пояснил журналистам директор «архдрамы» Сергей Самодов, с Юрием Александровым он познакомился во Владивостоке. По его словам, драмтеатр, принимая оперные гастроли, своего рода исполняет миссию — позволяет северянам прикоснуться к искусству, которого они долгое время были лишены.

Сергей Самодов: «Гастроли театра „Санктъ-Петербургъ Опера“ станут для северян подарком к 80-летию Архангельской области и откроют юбилейный 85-й сезон в драмтеатре».Сергей Самодов: «Гастроли театра „Санктъ-Петербургъ Опера“ станут для северян подарком к 80-летию Архангельской области и откроют юбилейный 85-й сезон в драмтеатре».

Оперные шлягеры

Архангелогородцев и гостей города ждёт золотой фонд оперной классики — «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Евгений Онегин» Петра Чайковского и «Риголетто» Джузеппе Верди. Все три — в постановке Юрия Александрова. 

Он с любовью рассказал о своих оперных детях.

— «Евгений Онегин» — для нас это своего рода Евангелие, — сказал мастер. — Через него должны пройти все артисты. Потому, что это великий Чайковский, это великие проблемы русского народа, когда нет плохих людей — все хорошие, но что-то не складывается: и в итоге гибнут люди, но гибнут во имя чести, идеалов, того, что сейчас в дефиците. Мы очень любим этот спектакль, его видело полмира. 

Режиссёр обратил внимание, что в его интерпретации действие показано глазами Татьяны Лариной. Он напомнил, что сам Чайковский хотел назвать оперу в честь этой героини.

«Севильский цирюльник» — один из образцов лёгкой комической оперы, — сейчас, по мнению режиссёра, особенно нужен зрителю, который изо дня видит по «ящику» кровь и поножовщину. 

Александров также поведал ещё один занимательный факт: у Россини была страсть к кулинарии, и в конце жизни он променял музыку на котлеты и спагетти.

«Риголетто», написанный Верди на основе драмы Виктора Гюго «Король забавляется», — это тоже мировой оперный шлягер. Но другого, драматического, толка. Труппа музыкального театра готовится удивить северян не только богатством вокального диапозона — баритоном, тенором, колоратурой, басом, — но и роскошью костюмов, созданных по эскизам XVI века.

Отметим, что в труппе музыкального театра поёт по преимуществу молодёжь, но при этом — талантливая и профессиональная. «Сливки театрального общества» — так назвал их Александров.

— Средний возраст нашего артиста — 25-26 лет. Как раз, как раз хотел Чайковский, когда говорил: «Я хочу, чтобы эту („Евгения Онегина“) оперу играли молодые — с их темпераментом, с их отношением к любви».

Народный артист России Юрий Александров: «В Архангельск приедут сливки театрального общества».Народный артист России Юрий Александров: «В Архангельск приедут сливки театрального общества».

«Никаких купюр — это наш принцип»

Все участники пресс-конференции подчеркнули, что архангелогородцы увидят три оперы во всём блеске — без купюр, компромиссов и скидок на провинцию. Это при том, что спектакли, попавшие в гастрольную афишу, не очень-то мобильны и приспособлены к переездам.

— Это не гастрольные спектакли, — подчеркнул худрук музыкального театра Юрий Александров. — Их надо играть на стационаре, в спокойных условиях. В гастрольной афише может быть, как правило, только один такой спектакль. 

Тем не менее, он заявил:

«Мы приезжаем в полном составе. Привозим солистов, хор, симфонический оркестр, постановочную часть, свет, грим — он очень сложный. Всего — 110 человек. Причём для оперы это очень мало. Нормальный театр средней руки выезжает на гастроли с такими спектаклями с группой в 200 человек, а Мариинский — в 300 человек. Состав очень компактный, но вы услышите оперу в полном объёме. Никаких купюр — это наш принцип». 

«Забраться в душу и покопошиться»

Архангельских гастролей «Санктъ-Петербургъ Опера» ждёт с нетерпением. Театр вообще очень активно гастролирует. Петебургскую оперу слышали в США (причём, одни из гастролей состоялись после 11 сентября 2001 года), в Латвии и даже на Ямале.

Те, первые гастроли в ЯНАО произвели большое впечатление на художественного руководителя театра. Юрий Александров рассказал:

«На Ямал мы летели на каком-то вертолёте, который должен был упасть раз пять. Его так колбасило, мои артисты синие сидели! А мне говорят: „Это лучший вертолёт, мы на нём детей в школу возим“. Прилетели, играем весёлую оперетту. А в зале сидят только женщины, потому что мужчины либо на вахте, либо пьяные. И женщины сидят и рыдают, с каждой минутой — всё сильнее. Я не вытерпел и спросил, почему они плачут? А одна говорит: „Мы думали, что такого никогда не услышим, что к нам никто никогда не приедет. Мы думали, что никому не нужны“. Вы представляете? На такую реакцию я здесь не рассчитываю, но забраться в вашу душу мне очень хочется. И покопошиться там».

А впереди у труппы тур в Эстонию и в Сербию. Именно в Белграде коллектив и отметит 30-летие.

— Мы завоёвывали Литвию несколько  лет, — отметил Александров. — Сначала было очень много людей, не желающих слушать русскую музыку, и приходили только русскоговорящие зрители, но со второго годы были полные аншлаги и полное понимание, что без России очень сложно жить Латвии.

Юрий Александров: «Это не коммерческий проект. Деньги мы заработаем за границей».Юрий Александров: «Это не коммерческий проект. Деньги мы заработаем за границей».

«Мы не шкуродёры»

Как пояснил Сергей Самодов, петербургский музыкальный театр предложил архангельской стороне весьма лояльные финансовые условия. По словам директора драмтеатра, опера для архангелогородцев будет доступной: стоимость билетов — от 750 рублей, также будут предусмотрены скидки для групповых заявок некоторых категорий лиц. А те, кто захочет окунуться в оперу по-полной, смогут приобрести абонемент на три представления с 15-процентной скидкой.

— Это не коммерческий проект, — заявил худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы» Юрий Александров. — Деньги мы заработаем за границей, а сюда мы приехали, чтобы найти новых друзей. Я хочу, чтобы наш театр был общедоступным. Когда мы обсуждали эти гастроли, мы договаривались, что мы не шкуродёры. Когда мы приезжаем в Европу, наши условия гораздо более жёсткие. Если первый блин не будет комом, мы наладим мост, и, может быть, драмтеатр приедет к нам.  

Ну, а что касается технических возможностей драмтеатра, Юрий Александров отметил:

«Театр в хорошей форме: ухоженный, чистый, с просторной сценой с большим количеством воздуха. И молодым руководством — это всегда приятно».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.