Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/17
Общество
Открытая драма: зрители попали на читку пьесы об искушении Ломоносова

Открытая драма: зрители попали на читку пьесы об искушении Ломоносова

05.05.2017 13:28Мария АТРОЩЕНКО
Театральная читка — таинство, к которому простые смертные обычно не допускаются. 4 мая архангельский драмтеатр впервые сделал исключение.

Повод для этого — поистине грандиозный: театр сейчас готовится завершить 84 сезон и перейти к подготовке юбилейного 85-го, гвоздём которого станет постановка научно-маскарадной драмы «Последнее искушение Михайло Ломоносова». И вот на читку этой-то пьесы драмтеатр и пригласил журналистов, блогеров, студентов и самых преданных своих зрителей.

— Сейчас происходит волшебное начало работы над спектаклем, — поделился волнением главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. — Это тот момент, который мы обычно не афишируем. Мы пригласили зрителей, любителей театра и журналистов, чтобы приоткрыть эту завесу.

На читку пьесы специально прилетела её автор — драматург Анастасия Экарева, которая ранее написала инсценировку для спектакля «Садко».

«С ума сошла? Зачем Ломоносов?»

Надо сказать, что пьесу о Ломоносове по заказу архангельского драмтеатра Экарева сочинила ещё в 2015 году. 

— Началось всё с того, что после «Садко» Андрей Николаевич (Тимошенко — ИА «Регион 29») меня подозвал и шепнул на ушко: «А слабо про Ломоносова?», — рассказала зрителям драматург. — Я аж остолбенела, потому что это нечто невообразимое! Когда я некоторым говорила, что пишу пьесу про Ломоносова, мне говорили: «Ты, что, с ума сошла? Зачем нам про Ломоносова? Мы переели уже Ломоносова!»

По словам Анастасии Экаревой, она поставила себе цель — уйти от пафоса и сломать стереотипы, показать Ломоносова таким, каким его никто никогда не видел. 

— И дальше начался ад в моей жизни, — припомнила автор. — На протяжении, наверное, полугода я просыпалась в холодном поту и думала: «За что же я взялась, зачем?». 

Как рассказала Экарева, она не сразу нащупала то направление, в котором нужно было двигаться. Не помогали и столичные ломоносоведы: рассказывали они много, но всё не то. Ведь Экаревой-то, как автору, хотелось знать, что Ломоносов ел, потела ли у него голова в парике, — а этого маститые эксперты ей сообщить не могли. 

Анастасия Экарева.Анастасия Экарева.

Людей надо знать

Словом, всё не складывалось, пока в Архангельске Анастасия Экарева не познакомилась с нужными людьми — директором Ломоносовского института, автором монографии о личной жизни учёного Татьяной Буториной, которая говорила о Михайло Васильевиче так, как будто лично его знала, архангельским учителем физики Александром Раем, который, как надеется автор, поможет со сценографическими опытами, и завлитом театра Ниной Самойлович, которая отвезла её на родину помора.

Первоначально планировалось, что премьера «ломоносовского заказа» состоится в день 305-летия великого холмогорского мужика, но в итоге она осталась на сладкое — предстоящий 85-й юбилейный сезон, которому, как рассказал Андрей Тимошенко, постановщик «Последнего искушения», предстоит стать сезоном просвещения. В театре будут проходить различные лекции, в том числе и по истории, культуре и ключевым персоналиям XVIII века.

Дмитрий Беляков получает роль!Дмитрий Беляков получает роль!

Самое сильное звено

Первая читка «Последнего искушения» тоже была, своего рода, похожа на сценическое действо со своей драматургией и сумасшедшей интригой. Начать с того, что и происходила она на главной сцене драмтеатра. Прямо там в несколько рядов стояли кресла для зрителей, а напротив полукругом выстроились около 20 стульев, которые только и ждали того, что их займут избранные актёры.

И актёры, и зрители на читке были практически в одинаковых условиях: и те, и другие впервые услышали, кому какая роль достанется. Андрей Тимошенко называл персонажа и затем — имя актёра, который его сыграет.  Было в этом нечто похожее на «Русскую рулетку» или какое-то реалити-шоу.

Режиссёр также зачитывал описание внешности и характера персонажа. Такие ремарки очень важны, ведь для актёра они фактически служат отправными точками в работе над ролью. Порой главный режиссёр называл сразу по два исполнителя одной роли — для двух составов. А кто из артистов будет в первом составе, потом покажут репетиции. Зато другие персонажи, наоборот, доставались одному-единственному актёру.

Первой стали известны исполнительницы роли Елизаветы Андреевны — супруги Ломоносова, — «внешне строгой, чопорной, рано постаревшей обрусевшей немки с выражением испуга на лице». И — та-да-а! — воплотить её образ предстоит Татьяне Моревой и Марии Новиковой.

Интересно, что некоторые из актёров «архдрамы», получив одну роль, становились одновременно исполнителями других ролей-масок. Так, юная и невероятно наивная дочь Ломоносова Елена одновременно — маска жены Ломоносова в интермедии «Кара небесная» и царевна крымская Дамира. Все эти роли достались Татьяне Сердотецкой и Маргарите Москвичёвой. 

А ученик Ломоносова Алексей Протасов, влюблённый в Елену, в той же интермедии — царевич багдадский Селим. Эта роль — за Дмитрием Беляковым.

Само собой разумеется, что в пьесе задействованы персонажи из учебников истории. Но уже одни только ремарки позволяют судить о том, что предстанут они пред зрителями в несколько в ином свете. Например, императрица Екатерина Вторая описывается как «полнеющая, весёлая, фривольная, просвещённая, хитрая царица, жадная до власти и мужчин». Эту во всех смыслах царскую роль получили заслуженная артистка России Елена Смородинова и Мария Беднарчик. 

Александр Дубинин, Сергей Чуркин и Константин Феофилов.Александр Дубинин, Сергей Чуркин и Константин Феофилов.

«Часть той силы…»

Наравне с историческими персонажами в пьесе задействованы инфернальные силы — архангел Михаил и чёрт. Архистратига Божьего и одновременно (вот так номер!) графа Григория Орлова сыграют заслуженный артист Сергей Чуркин и Александр Субботин. И Орлов, и архангел описываются как «высокие красавцы с бархатным голосом без возраста». 

А чёрта — «с виду обрусевшего немца, чертовски обаятельного мужчину» — сыграет Александр Дубинин. Отличный выбор! Артист уже на читке, «с колёс», начал входить в образ поистине мефистофелевского искусителя.

Архангел и демон несогласия в этой пьесе чрезвычайно важны: они и запускают сценический конфликт. Всевышний поручает чёрту уговорить Ломоносова, которому осталось жить недолго, прожить вторую жизнь — но с прежним опытом и памятью. Но у искусителя свои планы: он решает побороться за душу великого учёного.

Несмотря на то, что зрители на таком внутреннем мероприятии для актёров, наверное, гости непривычные, читка прошла даже без толики неловкости: артисты шутили, смеялись и, импровизируя, пели под гитару. Благо, повод для этого был: по сюжету, студенты в немецкой таверне поют песню «Вешние денёчки» вагантов.

Кстати, самую главную интригу — кто сыграет Михайло Васильевича, — драмтеатр оставил за собой. Но Андрей Тимошенко намекнул, что эту роль может сыграть «приглашённая звезда» из другого города.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.