14 декабря в актовом зале главного корпуса Северного Арктического федерального университета стартовал двухдневный форум «Арктические проекты — сегодня и завтра». На форуме собрались представители бизнеса, науки и правительства регионов Арктической зоны Российской Федерации, чтобы обменяться идеями и найти своё место для участия в перспективных проектах.
— Это очень важная площадка, мы её всячески поддерживаем. Буквально в понедельник президент проводил в Архангельске совещание по развитию опорных населенных пунктов и ещё раз подчеркнул, что Арктика — это национальный приоритет. Большее внимание было уделено человеку, кадрам, инструментам, которые в последние годы внедряются, как, например, единая президентская субсидия и Арктическая ипотека. Сегодня этим вопросам уделяется очень большое внимание. Мы активно работаем над мастер-планом, документом, который будет разработан до середины следующего года и будет включать в себя не только набор социальной и инженерной инфраструктуры, но ещё и те векторы развития, которые мы для себя видим по конкретной территории, — сказал Виктор Иконников.
Виктор Михайлович также отметил, что основой мастер-плана станут три ключевых направления: судостроение и судоремонт, все, что связано с логистикой и Архангельским транспортным узлом, а также наука и образование. По итогу реализации всех этих планов Архангельск и Поморье станут ядром в вопросе освоения Арктики и Северного морского пути.
Также Виктор Иконников рассказал об амбициозных планах создать полномасштабный торговый маршрут «Архангельск-Китай». Он подчеркнул, что первые контейнеровозы уже совершили проводки по Севморпути в этом году, в следующем году их число планируется увеличить до 6-8 судозаходов в месяц. Для этих целей будут возводиться контейнерные терминалы Архангельского глубоководного порта, более того, в рамках федеральных проектов развития на это уже выделены существенные средства.
Среди преимуществ северного порта перед Санкт-Петербургом Виктор Иконников выделил географическую близость Китая, если рассматривать маршруты Севморпути, а также специфику глубоководного порта Архангельска, которая позволяет принимать грузовые суда с максимальной вместимостью до 5000 контейнеров. Порт Санкт-Петербурга уступает Архангельску в этом вопросе более чем в два раза.
Ещё одним существенным преимуществом Архангельска на маршрутах Севморпути является наличие ремонтной базы для всех видов судов и кораблей. Виктор Иконников подчеркнул, что Архангельская область продолжит наращивать производственные возможности в данном направлении, так как уже сейчас судоремонтные предприятия имеют огромный спрос. Объёмы выполненных ремонтных работ в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли в 1,8 раза. Уже завтра, 14 декабря, Виктор Иконников анонсировал подписание договора о строительстве нового дока на «Красной Кузнице».
— Архангельск на сегодняшний день, помимо того, что это сегодня крупнейший город Арктической зоны Российской Федерации, это один из лидеров по многим направлениям в части социально-экономического развития. Это доказывается и тем вниманием, которое оказывает федеральный центр этой территории. Мы видим большую активность со стороны региона и инициаторов инвестиционных проектов, представителей науки. Арктическая зона Российской Федерации — это почти 5 миллионов квадратных километров, 30% площади Российской Федерации. В неё входит девять регионов, в которых проживают порядка 2,5 миллионов жителей Российской Федерации, в том числе представители коренных народов. С 2019 года были выпущены важные стратегические документы, которые позволяют сформировать рамку развития этой территории, опережающего развития этой территории. Уже 775 проектов стали резидентами Арктической зоны и территорий опережающего развития, которых в настоящий момент две — это Мурманская область и Чукотка. Сейчас мы очень активно работаем и в ближайшее время ожидаем, что появится третья территория опережающего развития непосредственно — сама Архангельская область, — анонсировал в своём выступлении по видеосвязи директор Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Максим Данькин.
По словам Максима Андреевича, объём уже заявленных инвестиций в Арктику составляет 1,8 триллионов рублей, из которых 480 миллиардов фактически вложены в экономику Арктического региона. По планам, проекты позволят создать до 40 тысяч рабочих мест, из которых 14 тысяч уже созданы.
Отдельно директор Департамента развития похвалил Архангельскую область, в которой на настоящий момент зарегистрировано 199 резидентов Арктической зоны — это второе место из девяти. Общий объём инвестиций в Поморье уже составил почти 120 миллиардов рублей. В ближайшее время планируется создать 6 тысяч рабочих мест, но фактически уже создано более 3 тысяч, благодаря чему регион занимает первое место среди всех участников Арктической зоны. Более 52% всех резидентов Арктической зоны также находятся в Архангельской области.
Напомним, что в 2023 году из порта Архангельска отправился первый субсидируемый каботажный рейс по Севморпути. Он прошел по расширенному маршруту «Архангельск — Певек — Владивосток — Магадан — Петропавловск — Камчатский — Певек — Архангельск».