Об этом в свое телеграм-канале сообщил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
— Наш порт — важнейшая точка в большой системе развитии Северного морского пути, инфраструктура которого создается по поручению Президента России. Одно из основных мероприятий плана — строительство нового терминала в морском порту Архангельск ориентировочной мощностью 25 млн тонн к 2040 году. В Двинском заливе Белого моря для этого будет создан глубоководный морской район, — написал Александр Цыбульский.
В частности, для нового терминала в Двинском заливе Белого моря, в районе маяка «Куйский», севернее острова Мудьюг, будет создан глубоководный морской район. Планируется, что он будет создан к 2040 году.
Строительство терминала и глубоководного морского района будет проходить в несколько этапов. В 2024 году заинтересованные инвесторы и правительство Архангельской области должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот её рассмотреть. В 2025–2026 годах должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство. Ввод в эксплуатацию и нового терминала, и глубоководного района морского порта Архангельск намечен на 2031 год.
Кроме того, план предусматривает строительство на архипелаге Новая Земля морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году. Инфраструктура необходима для развития проекта освоения Павловского месторождения, которое входит в четверку крупнейших по запасам цинка и в пятерку крупнейших по запасам свинца в России. Напомним, что соглашение о реализации стратегически важного для Архангельской области проекта было подписано подписали 5 сентября 2022 года на Восточном экономическом форуме между правительством Архангельской области и АО «Первая горнорудная компания».
Также документ предполагает проведение научно-исследовательской работы о возможности проведения дноуглубительных работ на реке Северная Двина в районе морского порта Архангельск для обеспечения прохода судов с осадкой 11,2 м. В первую очередь речь идет об проходном канале от приемного буя до причалов погрузочно-разгрузочного района «Экономия», в затон Краснофлотский (4 км), у причалов № 134 и 135 морского порта Архангельск, у причалов акватории судоремонтного завода «Красная Кузница», судовых ходов Двинско-Печорского бассейна на участке Межа — устье реки Пинеги протяженностью 370 км.
Документ предписывает и оценку целесообразность строительства и реконструкции береговой инфраструктуры в Архангельске для стоянки морских спасательных судов и стоянки гидрографических и лоцмейстерских судов в морском порту Архангельск.
Значимая часть плана — обновление ледокольного флота и судов ледового класса. Она подразумевает завершение строительства ледокола проекта 23620 для работы в районе Белого моря и принятие решения о создании научно-экспедиционного судна проекта НЭС 126. Речь идет о замене НЭС «Сомов», в чьи задачи входит снабжение труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение экологического мониторинга в Арктике. Напомним, что в этом году судно получило повреждения корпуса, когда 24 июля 2023 года в районе островов Вильчека и Комсомольский, в 15 километрах от объединённой гидрометеорологической станции имени Кренкеля, расположенной на острове Хейса, село на мель. Сейчас оно находится на ремонте на заводе «Красная Кузница».
Ещё один большой раздел плана — мероприятия по развитию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, в частности строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск. Среди них модернизация и расширение пропускной способности железнодорожной станции Соломбалка в 2024–2027 годах, капитальный ремонт автодорожных мостов через реки Повракулку и Соломбалку и строительство моста через реку Кузнечиху. Два последних проекта планируется реализовать в 2026–2028 годах. Отметим, что о необходимости строительства дублера Кузнечевского моста вновь заговорили в апреле 2022 года на сессии городской думы Архангельска. Тогда проект нового моста оценивали в 12 миллиардов рублей. В марте 2023 года глава Архангельска Дмитрий Морев вновь вернулся к вопросу строительства нового моста, отвечая на вопросы жителей. Уже в апреле начались работы по обследования моста, необходимые для принятия решение о его ремонте и целесообразности строительстве дублера.
Также планируется разработка технико-экономического обоснования проекта по строительству «северного звена» железнодорожной магистрали «Белкомур» (Карпогоры — Вендинга) 215 км«, определение целесообразности его реализации.
Отдельный раздел плана — развитие кадрового потенциала. В частности, предполагается комплексная модернизация инфраструктуры Архангельского техникума водных магистралей имени С. Н. Орешкова и создание на его базе ресурсного центра по подготовке кадров для судоремонта. Аналогичная структура будет создана на базе Техникума судостроения и машиностроения в Северодвинске. только центр будет нацелен на подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса.
Кроме того, на базе филиала САФУ в Северодвинске до 2028 года хотят создать центра технологий освоения Мирового океана и инжиниринговый центр научно-технического сопровождения предприятий судостроения и судоремонта.
Также в плане нашли отражение мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры, цифровизации, безопасности судоходства в акватории Архангельского транспортного узла, развитию научного потенциала сотрудников. Ответственным за реализацию плана определен Минтранс.
Напомним, что Архангельский морской торговый порт проходит процедуру лицензирования деятельности, связанной с приемом опасных грузов. Речь идет об нитрате аммония, перевалка которого будет осуществляться через склад № 9 на обособленном подразделении — участок Бакарица. В этом году из порта Архангельск отправился первый субсидируемый каботажный рейс по Севморпути. Он пройдет по расширенному маршруту Архангельск — Певек — Владивосток — Магадан — Петропавловск — Камчатский — Певек — Архангельск.