Эта книга — результат многолетней работы проектного бюро Arctic Art Institute и своеобразный итог трёх предыдущих Арктических форумов искусств, прошедших в Архангельске начиная с 2016 года. Редактором выступила архангельский куратор Екатерина Шарова. В книге содержатся расшифровки и пересказы дискуссий, статьи и интервью художников и дизайнеров, в творчестве которых находит отражение наследие северной культуры.
Собственно, первая часть книги и представляет собой подробную документацию первый трёх форумов, прошедших в Архангельске, которые имели подзаголовки «Телесное знание», «Медленная культура» и «Карты смыслов». Презентация книги стала одним из ключевых событий четвёртого форума искусств, который озаглавили «Экосистемы невидимого». В этом году из-за пандемии коронавируса она перешёл в онлайн-формат. Книга, по словам редактора, это «ещё один проект о визуализации невидимого и о создании собственной истории искусства».
Внутри каждого раздела, посвящённого конкретному форуму, есть три подраздела: «Художники и проекты», «Люди и события», «Дискуссии».
Очень важен первый подраздел: он показывает, что на форумах об искусстве не только говорили, но и создавали его. В книге нашли отражения проекты художников из России и других стран мира, созданные в разные годы: например, работа Utopia Diorama норвежской художницы Маргрете Колстад Брекке — VR-фильм, снятый в бомбоубежище Бергена, посвящённый 500-летию «Утопии» Томаса Мора; или проект-экспедиция нижегородского художника Владимира Чернышева, посвящённый заброшенным деревням Архангельской области; или выставки — «Дом света» московской архитектурной Мастерской ТАФ и «Порато баско» художниц Устины Яковлевой и Ульяны Подкорытовой, созданная по итогам арт-резиденции «Марьин Дом»; или спектакль-перформанс «Живые течения».
В подразделе «Дискуссии» читатели книги смогут перенестись в 2016-й, 2017 и 2018-й годы и вспомнить, какие важные темы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего искусства на Русском Севере, поднимали участники форумов. И кто, собственно, — какие художники, дизайнеры, архитекторы, кураторы и другие специалисты, — становился их участниками. И какие произведения искусства они создавали специально для форума. Документация дискуссий очень подробная: где-то это расшифровки слово-в слово, где-то пересказы от модераторов мероприятий.
Кроме того, в книгу вошли тексты специалистов разных областей: культуролога Ирины Фельдт, участников подразделения Уральского архитектурно-художественного университета «Школа Северного Дизайна», музыканта и лидера неофолк группы Moon Far Away Алексея Шептунова, создательницы бренда женской одежды f: yr Светланы Сальниковой и других.
Специально для книги её создатели взяли интервью у современных художников, которые интересуются Севером. Эти интервью брались в Москве — в парке Горького и на Ярославском вокзале, — в деревне Чакола Пинежского района, в Тромсё и многих других не менее удивительных местах. Своими мыслями о северной идентичности и будущем современного искусства на Севере делятся писатель, куратор, консультант по городскому и пространственному развитию Сергей Куликов, легендарный архангельский джазовый барабанщик-экспериментатор Олег Юданов, художник из Тромсё, один из основателей галереи Kurant Хенрик Сёрлид, дизайнер, музыкант, член творческой студии Мастерской ТАФ Александр Ермолаев-младший, один из сооснователей междисциплинарного исследовательского бюро «Проект Север» Иван Курячий, дизайнер, арт-директор музея «Марьин Дом» Анна Злотко, фотограф, уроженец Котласа Игорь Самолёт и художницы Устина Яковлева и Ульяна Подкорытова.
Большой бонус к книге — каталог резиденции современных художников, проходившей в Архангельске с 2015 по 2018 годы. Сама книга «Север 2.0» также доступна в электронном виде. В будущем её планируют издать ограниченным тиражом.