Его из разных частей страны и Европы организовали четыре куратора. К участницам проектного бюро Arctic Art Institute (Арктический институт искусств) Екатерине Шаровой (Архангельск/Норвегия) и Кристине Дрягиной (Архангельск), стоявшим у истоков форума, присоединились Анна Биткина и Мария Вейц из Творческого объединения кураторов ТОК (Санкт-Петербург).
В этом году задача форума — объединить художников, кураторов и исследователей из разных областей знания, по-своему изучающих Север. По словам сокуратора форума Екатерины Шаровой, четвёртый форум органически вырос из трёх предыдущих. И на этом форуме кураторы представят книгу «Север 2.0. Современная культура и искусство» — собрание текстов о людях, которые в своём творчестве переоткрывают Север, — тоже итог работы за несколько лет.
— Три темы предыдущих форумов — «Телесное знание», «Медленная культура» и «Карты смыслов» — напрямую связаны с теми вопросами, которые будут обсуждаться на форуме сегодня, — отметила Екатерина Шарова. — Когда я в 2016 году приехала в Архангельск из Норвегии, я своей задачей как куратор ставила производство современного искусства и попытку понять, кто мы такие. Тема этого форума — «Экосистемы невидимого». Что такое экосистема? Когда мы начали работать, мы столкнулись с тем, что этой экосистемы для производства современного искусства у нас нет. Её и сегодня практически нет, если сравнивать с Москвой, с Норвегией: нет арт-критиков, нет институций. В этом году мы представим публикацию, в которой собраны итоги резиденции за 2015–2019 годы. Мы приглашали большое количество художников: Владимира Чернышева и Артёма Филатова из Нижнего Новгорода, Элайзу Харди Джонс из США и многих других. Мы не просто привозили художников, мы всегда создавали условия для встречи. Мы объясняли художникам, зачем им ехать на Север, и местным жителями, — что вообще происходит, почему это интересно.
Форум открылся на своей онлайн-платформе виртуальной архивной выставкой «Возвращение», на которой представлены малоизвестные работы художников, изображавших быт коренных малочисленных народов Арктики. Её совместно с музейным объединением «Художественная культура Русского Севера» организовала куратор Кристина Дрягина.
В вэб-галерее собраны работы за период с 1930 по 1995 годы. Их создали семеро художников: Мария Выучейская, Михаил Няруй, Константин Панков, Тыко Вылка, Григорий Рябоконь, Георгий Елфимов и Прокопий Явтысый.
— Интерес к теме выставки возник у меня в период обсуждения объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, — рассказала Кристина Дрягина. — Я хотела показать, как искусство и культура могут говорить о важных социальных и политических процессах и увидела это, например, в работах художника Тыко Вылки. В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Интересно создание социальных связей и отношение к природе у коренных народов. Общая картина мира в их представлении даёт совершенно другое восприятие происходящего вокруг, а в частностях представляет собой созидающий, терапевтический опыт. Мне бы хотелось видеть его учтённым в ситуациях, происходящих вокруг нас сегодня.
Центральным событием форума станет трёхдневный онлайн-симпозиум «Взаимозависимость как необходимость», который состоится 16–18 октября. Толчками к его организации стали пандемия коронавируса и участившиеся в последнее время экологические катастрофы.
— До пандемии будущее представлялось продолжением настоящего, оно было относительно понятным, — отметили кураторы. — Теперь оно снова перестало быть понятным, и нам нужно обсудить, каким мы хотим его сделать. Мы видим угрозу, — экологическую, политическую, связанную с тем, что в очень многих странах курс становится всё более консервативным, — и чувствуем потребность защитить демократические ценности, которые формировались в послевоенный период.
Вопросы, которые будут обсуждаться на симпозиуме, вполне достойны генеральной Ассамблеи ООН.
— Мы как кураторы видим свою задачу не только в нахождении в поле искусства, но и в соединении искусства с другими областями жизни, — отметила Мария Вейц. — Пандемия и кризис, который за ней последовал, обнажили все связи, созависимости и взаимозависимости между разными людьми, областями жизни, человеком и природой, разными государствами. Поэтому мы и приглашаем к разговору людей из разных областей знания, чтобы комплексно обсудить эту масштабную тему. У нас есть кураторы, художники, исследователи, журналисты, политологи, потому что эта тема и политическая, и культурная, и экономическая, и экологическая, вообще общечеловеческая.
По словам Анны Биткиной, у симпозиума две практических стороны.
— С одной стороны, мы стремимся разобраться, какими процессами пронизана наша социально-политическая реальность, как решения власти связаны с действием медиа, как действия активистов отражаются в местном законодательстве, как какие-то индустриальные или экологические процессы связаны с миграцией, — пояснила Анна Биткина. — Все эти процессы, с одной стороны, рассматриваются локально, но задача симпозиума показать, что в нашей глобальной реальности они происходят и в других географиях. А, с другой стороны, это платформа для солидаризации точек зрения экспертов разных областей. Когда мы собираем знания, их становится больше, а наш вызов становится сильнее.
Симпозиум объединит представителей художественного и академического знания. Например, одной из его участниц станет профессор постколониального феминизма отделения гендерных исследований Линчёпингского Университета в Швеции Мадина Тлостанова. Свой доклад она посвятит «планетарному кризису и способам изменения будущего».
Художница Сюзан Шуппли (Великобритания), которая занимается «последствиями экологических травм», представит проект «Учась у льда». Для неё лёд — и твёрдая форма воды, и маркёр климатических изменений, и неотъемлемая часть ритуалов и обрядов народов Севера.
Финская художница из Нью-Йорка Терике Хаапойя на симпозиуме будет отстаивать права животных.
— Всё законодательство о правах животных направлено, по сути, на права человека, — прокомментировала Анна Биткина. — А художница рассматривает вопросы, связанные с правами животных и вообще «не людей» — всех живых организмов, — и объединяет их в такой музей Других. Она настраивает оптику людей на то, как они не включают в свою жизнь потребности других живых организмов, заставляя задуматься о том, как мы можем построить будущее, не пронизанное насилием. Этому проекту предшествовал проект «Музей истории скота». Терике Хаапойя обратила внимание на то, что коровы сопровождали человека на протяжении всей истории человечества, и дала им право голоса как равноправным участникам нашей жизни.
Что касается отказа от насилия, то это тоже одна из глобальных целей симпозиума. На нём понятие «экология» будет употребляться в широком смысле.
— Мы будем говорить не только об экологии в прямом понимании, но об экологии отношений и политических процессов, затронем позицию Арктики в международных отношениях, когда она рассматривается как источник, от которого все что-то берут, но который ничего не получает взамен, — отметила Мария Вейц. — Не получает даже элементарной сохранности экологии, природы и вообще географии. Мы будем говорить о колониальных и доколониальных подходах в искусстве, о том, как работают художники на Севере и как складываются отношения между разными художественными системами.
У симпозиума будет четыре панели:
- «Панель 1. Об условиях: периферия глобального капитализма и Арктический регион»;
- «Панель 2. Общий прогноз: вызов географическим, политическим и ментальным границам»;
- «Панель 3. Шаг назад: исследование репрессированной экологической истории и проработка травмы»;
- «Панель 4. В стремлении к ненасильственному существованию».
17 ноября Арктический институт совместно Анкоридж музеем Аляски проведёт онлайн-семинар «Новоархангельск и неизвестные истории Арктики».
— Новоархангельск — это ещё одна из многочисленных нерасказанных историй, — подчеркнула Екатерина Шарова. — В 2016, когда на первый форум приезжал представитель Анкоридж музея, мы впервые узнали про город Ситка, который в бытность свою Новоархангельском был столицей Русской Америки, а до появления белых был населён тлинкитами. Потом на форуме «Арктические рубежи» мы встретились с директором музея Юлией Деккер и договорились о совместном проекте. В этом семинаре будет участвовать художник Николай Галанин. Несмотря на то, что по всей видимости у него есть русские корни, он себя позиционирует как тлингит. С Архангельском он себя никогда не связывал, он вообще против колонизации, за то, чтобы снести памятник Александру Баранову. Ещё одна поразительная история: в окрестностях Ситки до сих пор живут старообрядцы — люди, которые говорят на диалекте, на котором говорит моя мама.
Также во время форума, в рамках семинара «Арктика. Экология пространства», состоятся премьеры трёх фильмов о северонорвежской архитектуре.
— Это продолжение проекта, связанного с темой форума-2017 «Медленная культура», — пояснила Екатерина Шарова. — Она выросла из наблюдения за процессами, которые происходили в городе: строительством шоппинг-центров и другими изменениями, за которыми я с ужасом наблюдала. Всё, что нас окружает, придумано дизайнерами, и от того, насколько в самом начале цикла создания продукта заложена возможность его переработать, будет зависеть, насколько экосистема существования продукта функционирует. Об этом мы говорили на форуме в 2017 году, ещё до истории с Шиесом.
Вся информация о форуме «Экосистемы невидимого» доступна здесь.