Общество
Виктор Панов посвятил сбор труппы задержанию Кирилла Серебренникова
1/10

Виктор Панов посвятил сбор труппы задержанию Кирилла Серебренникова

30.08.2017 18:35Мария АТРОЩЕНКО
В новом 42-м сезоне, который стартует 15 сентября, на спектакли Архангельского молодёжного театра теперь будут подавать четыре звонка в знак солидарности с фигурантами дела «Седьмой студии».

Первый после летних каникул сбор труппы тоже прошёл с добавлением в уравнение одной новой величины: впервые своё закрытое мероприятие театр сделал открытым для журналистов, в числе которых оказался «Регион 29».

Но началось собрание не с серьёзных разговорах об искусстве и политике, но с сюрприза, который Виктору Панову и старшим коллегам актёрам подготовили юные студийцы Молодёжного театра. Герои сценки — сами студийцы, — решают подготовить для театра новую смену.

— Мы стоим на пороге открытия! — воскликнул Вячеслав Кривоногов — ни дать, ни взять — великий учёный. — Открытия 42-го театрального сезона. Нам нужно больше актёров! — присутствующие в зале засмеялись.

Приготовление актёра, в перформансе молодёжи, — это почти алхимический процесс: сырьём послужили рулоны скотча, электрогитара, пластиковая корона, том Станиславского и табуретка.

Отметив старания ребят заслуженными аплодисментами, труппа во главе с Виктором Пановым перешла к более серьёзным вещам — к планам на грядущий сезон. 

Как раньше — нельзя

Но сперва Виктор Панов прокомментировал заключение под домашний арест худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

Почему вдруг Панов заговорил о Серебренникове? Режиссёр отметил, что его театр находится в похожем состоянии — проверка управления экономической безопасности полиции неизвестно, когда кончится. И, наконец, Виктор Панов прочёл обращение театрального критика, главного редактора журнала «Театр» Марины Давыдовой к российским театрам, в котором она призвала все пресс-конференции к открытию сезонов начинать с вопроса о Серебренникове.

— Ситуация, мягко говоря, страшненькая назревает в театре, — сказал Панов. — То, что произошло с Кириллом Серебренниковым, многое открыло в том, что делается в культуре. Ну, ладно проверки, но способ, который был выбран — девять часов Серебренникова везли в маршрутке! — 1937 год отдыхает! Так жить нельзя.

Виктор Панов рассказал, что решил поддержать акцию «Новой газеты», которая предложила добавить к трём хрестоматийно-театральным звонкам ещё один — в знак солидарности с фигурантами дела «Седьмой студии» и «в знак общей тревоги».

А говоря о распределении бюджетных средств и грантов, Панов подчеркнул, что «не может быть одного стандарта для мясокомбината, лесозавода и для театра». Также он выразил подозрение, что некоторые спектакли Молодёжного театра могут запретить. В частности — «Пьяных» по пьесе Ивана Вырыпаева, опубликовавшего недавно открытое письмо в поддержку Серебренникова.

«Он меня просто убил!»

— В этой обстановке мы начинаем сезон, — подытожил Панов и перешёл к репертуарным планам.

Первой, по словам режиссёра, премьерой сезона станет спектакль «Поминание», основанный на лирике Максимиллиана Волошина, Иосифа Бродского и поэмах Александра Блока «12» и Анны Ахматовой «Реквием». И поставит его сам Виктор Петрович. В одну из сцен спектакля он собирается включить бурлацкую песню «Дубинушка» с её раскатистым «ухнем!».

— Я не могу не отметить 100-летие революции, — добавил Виктор Панов. — Самые хорошие лозунги: «Свобода, равенство, братство», — были тогда. Весь вопрос в том, во что это потом превратилось. Мы не будем судить, мы постараемся найти связующее с тем, кем мы стали сегодня.

Вторая премьера сезона запланирована примерно на 25 ноября. Спектакль по пьесе «Зверушкины истории» американского драматурга Дона Нигро поставит режиссёр Искандер Сакаев.

— Мы долго выбирали, и в итоге он меня просто убил! — рассказал Виктор Панов. — Это отсылка к «Полёту над гнездом кукушки», сеанс коллективной терапии и череды признаний и откровений персонажей. 

Художником спектакля будет Наталья Кузнецова, которая оформляла «Попытку к бегству». В пьесе будут заняты Илья Глущенко, Евгений Шкаев, Наталья Малевинская, Яна Панова и Анастасия Буланова.

Сказка без сюсюканья

В новогодние каникулы маленьких зрителей Молодёжного театра ждёт сказка — «Кошкин дом». Поставит её совершенно новый для театра молодой режиссёр — Олег Молитвин, которого «пановцам» порекомендовала художник Фагиля Сельская. Режиссёр адресует эту постановку зрителям от пяти лет до бесконечности. 

Виктор Панов зачитал, как молодой режиссёр видит эту привычную сказку:

«Это не прибауточки для горшков, а история о современном мире трендов и брендов, мире внешнего лоска и стремления быть статусным, в котором важно не кто ты, а какой у тебя айфон».

И далее:

«Мне хочется, чтобы герои в сказке были узнаваемыми типажами, которых дети видят по телевизору, а сама история была бы рассказана предельно сегодняшним языком — без сюсюканья. Скорее, это должно быть динамичное ток-шоу».

В декабре–январе, по словам Виктора Панова, в театре должна состояться читка новой пьесы Сергея Коковкина «Шквал», постановка по которой «должна быть круче, чем «Страстотерпцы». В центре сюжета пьесы — герой обороны Севастополя во время Крымской войны адмирал Нахимов.

Башкирская чайка

А весной, в марте или апреле, в Молодёжный театр ставить «Чайку» Антона Чехова приедет Ильсур Казакбаев из Башкирского государственного академического театра имени Мажита Гафури. Этим летом Казабкаев взял приз за лучшую режиссуру на фестивале «Коляда-plays».

— Я спросил у него: «Не будет ли постановка хрестоматийной?», — рассказал Виктор Панов. — А он мне: «Вы, что, с ума сошли?».

Кроме того, май для себя «зарезервировал» любимец Молодёжного театра Максим Соколов. По словам Виктора Панова, молодой режиссёр «Пираньи», «Месяца в деревне» и «Пьяных» очень хотел вновь поработать с труппой Молодёжного. Но над какой постановкой — пока секрет.

И это ещё не все! Поработать с «пановцами» захотел и Джулиано ди Капуа, который привозил на последнюю «Европейскую весну» оперу «Мария де Буэнос-Айрес». Швейцаро-итальянец предложил поставить либо мольеровского «Тартюфа», либо «Флоренцию» Томаса Манна.

Актёрами Молодёжного также заинтересовались в датском театре Batida, который приезжал в Архангельск на XXIII фестиваль уличных театров. Для постановки «Слон» датчане просят двоих артистов.

Кроме того, в этом сезоне труппу Панова ждут многочисленные гастроли. 19 октября «пановцы» покажут «Пиранья: дневник 12-летнего» на фестивале «Живые лица» в Тюмени, а спустя несколько дней — «Вальпургиеву ночь» в Омске. А в середине ноября их ждёт большая поездка в Онегу.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.