Общество
​«Европейская весна-2017»: прогноз-программка
1/2

​«Европейская весна-2017»: прогноз-программка

12.03.2017 16:43Мария АТРОЩЕНКО
22 марта в Архангельск ворвётся 12-й международный фестиваль «Европейская весна».

Северян ждут инженерная танго-опера, французский джаз, легендарный питерский «НОМ», Бабель Дмитрия Брусникина и Максима Диденко, а также старые знакомые — клоуны «Семьянюки» на своём «Экспрессе».

«Театро ди Капуа» — «Мария де Буэнос-Айрес» (центр «Патриот»)

«Театро ди Капуа» — это независимый театр из Санкт-Петербурга, основанный в 2008 году швейцаро-итальянцем Джулиано ди Капуа, который:

  • окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства и уже более 15-ти лет живёт в городе на Неве; 
  • снялся в эпизодах сериалов «Агент национальной безопасности», «Тайны следствия» и «Убойная сила», а также в фильмах «Москва, я люблю тебя» (2010) или «Рождественская мистерия» (2000); 
  • В 2007 году, ещё до создания театра, поставил спектакль по фильму «Бешеные псы» Квентина Тарантино.

Вторая основательница театра — актриса русского инженерного театра «АХЕ», «Приюта комедианта» и театра «На Литейном» Илона Маркарова. Она играла Невесту в «Мокрой свадьбе», которую архангелогородцы видели на фестивале уличных театров в 2015 году.

  • Первой премьерой в «Театро ди Капуа» стал спектакль по пьесе американского драматурга Ив Энслер «Монологи Вагины».
  • Один из самых высокооценённых критиками спектаклей театра — это «Жизнь за царя» 2015 года, основанная на письмах, судебных речах и мемуарах членов исполкома партии «Народная воля» (автор идеи — Илона Маркарова). Она же сыграла в нём знаменитых революционерок — Софью Перовскую, Веру Фигнер, Веру Засулич и других. Спектакль получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы», а также претендовал на «маски» в категориях «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая женская роль».
  • Последняя на сегодня премьера театра — спектакль «Слово и дело» (март 2016 года) времён XVII века, основанный на письмах патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и крестьянских челобитных.

Чего ждать от «Марии де Буэнос-Айрес»?

Это инженерная танго-опера — история Марии, умершей в расцвете лет и воскресшей, как святой. Партию Марии исполняет аргентинская оперная певица Габриелла Бергалло. 

Танго-оперу на музыку Астора Пьяццолла и по либретто поэта-авангардиста Орасио Феррера поставил Джулиано ди Капуа. Сценографию спектакля он создавал в соавторстве с Павлом Семченко из театра «АХЕ», который работал с Максимом Диденко над уличным спектаклем «Путями Каина».

В спектакле задействован оркестр аргентинского танца «Ремолино», в котором выпускники Петербургской консерватории играют на скрипке, баяне, фортепиано, контрабасе и гитаре. Они находятся на сцене в течение всего действа.

«Boule» (клуб «Колесо»)

«Boule» — это французское музыкальный квартет: Седрик Булар (гитара и вокал), Жюльен Эй (духовые), Николя Лельевр (перкуссия) и Кристоф Фукро (контрабас). 

Идейный центр коллектива Седрик Булар закончил курс джазовой и рок-музыки в Музыкальном творческом центре в Нанси. Он поэт и композитор, а также работает в формате киноконцертов. Музыкальный коллектив, созданный Буларом для сопровождения киносеансов, называется «Друзья ФантомУса».

Интересно, что в марте «Boule» впервые выступят в России. 21 марта коллектив будет играть в Петрозаводске, 23-го — у нас, в Архангельске, а 24 станет специальным гостем фестиваля «Франкофония» в Санкт-Петербурге. Также в Северной Пальмире ансамбль Седрика Булара «Группа друзей ФантомУса» обеспечит музыкальное сопровождение фильму «Каникулы господина Юло» Жака Тати 1953 года.


«НОМ» (клуб «Колесо»)

«Пановцы», по их собственным признаниям, фанатеют от «НОМа» всем театром. В 2017 году петербургской группе «Неформальное объединение молодёжи» исполнилось 30 лет. 

В начале творческого пути музыканты так обозначили свой творческий метод: «Драматизация идиотических проявлений окружающей действительности и идиотизация драматических». И, как рассказывает лидер «НОМа» Андрей Кагадеев, эта формула и сегодня актуальна. 

Средства на запись последнего пока что альбома — «Оттепели» — «номовцы» собирали на краудфандинговой платформе. Стилистку альбома, закрученную вокруг 1960-х, определила песня «Украинская лирическая» и клип на неё. На концерте в Архангельске «заматеревшие бывшие студенты-инженеры» сыграют свои лучшие вещи и песни из «Оттепели».

Сегодняшний состав группы выглядит так:

  • Андрей Кагедеев (бас, бэк-вокал) — с 1986 года,
  • Дмитрий Тихонов (вокал, гитара, синтезатор) — с 1986 года,
  • Николай Гусев (вокал, синтезатор) — с 1987 года,
  • Юрий Салтыков (вокал, перкуссия, сценическое действие) — с 1988 года,
  • Виталий Лапин (гитара) — с 1995 года,
  • Николай Копейкин (бэк-вокал, сценическое действие) — с 1999 года,
  • Варвара Зверькова (вокал, бэк-вокал) — с 2005 года.


Мастерская Дмитрия Брусникина — «Конармия» (режиссёр — Максим Диденко) (Театр драмы)

Максим Диденко поставил «Конармию» в октябре 2014 года совместно со студентами школы-студии МХАТ, учащимися в мастерской Дмитрия Брусникина. Отметим, что Мастерская Дмитрия Брусникина — новый московский театр, возникший на основе  МХАТовского курса. Со второго года обучения студенты начали играть в спектаклях ведущих столичных театрах.

Образная структура «Конармии» делится на четыре потока:

  • музыкальная и ритуальная еврейская культура, 
  • культура военных маршей, 
  • украинская народная музыка и песни, 
  • католическая хоральная музыка.

С Максимом Диденко Архангельский молодёжный театр в последнее время на короткой ноге. На прошлогодней «Европейской весне» мы также видели его работу — пластический спектакль «Пассажир», созданный совместно с балетмейстером Владимиром Варнавой.

Однако в случае «Конармии» аргументом стала не только фамилия «Диденко», но и две другие — «Брусникин» и «Бабель».

— Дмитрий Брусникин — большой друг Виктора Петровича (Панова — ИА «Регион 29»), это человек, который очень много вложил в наш театр в самом начале. В конце 70-х он очень часто приезжал сюда, и занимался с нашими артистами. Кроме того, нам очень интересно посмотреть, что Максим Диденко сделал с произведением Бабеля, учитывая, как он работал в Архангельске над поэмой Максимиллиана Волошина, — комментирует пресс-атташе Молодёжного театра Анастасия Дедёшина.

Добавим, что в этой «команде мечты» есть ещё одно знакомое имя — Иван Кушнир, который написал музыку к спектаклю. Он также работал с Диденко на «Путями Каина». 


Театр «Семьянюки» — «Семьянюки Экспресс» (Театр драмы)

— Артисты театра «Семьянюки» у нас уже были, — отмечает Анастасия Дедёшина, — но ещё в составе «Лицедеев». На мой взгляд, в тот первый раз они были даже интереснее, чем сами «Лицедеи»: они молоды, фонтанируют идеями и делают очень хорошие клоунские штуки. От «Лицедеев» они ушли, и спектакль «Семьянюки» возят по всеми миру: у них гастроли в Азии, в Германии. «Семьянюки Экспресс» — это их новый спектакль, и мы решили пригласить их вновь.

В составе «Лицедеев» «Семьянюки» появились в 2003 году. В эту театральную компанию, названную так вслед за одноимённым шоу, вошли шестеро выпускников школы Театра и Пантомимы, созданной «Лицедеями». В свободное плавание «Семьянюки» отправились в 2008 году.

Премьера клоунского спектакля «Семьянюки Экспресс» состоялась в мае 2015 года в Париже. Как и следует из названия, действие происходит в поезде, «который словно вынырнул из эпохи, когда железная дорога заставляла нас мечтать и пускаться в авантюры». 

О месте действия артисты говорят так:

«Здесь ускоряется и приостанавливается время встреч, смены пейзажей, эфемерной любви, мимолетных причуд и красиво-абсурдных полетов, где тайное соприкасается с бесконечным».

О том, что будет, ИА «Регион 29» рассказало. А о том, как это было, — расскажем позднее.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.