В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Экс-министр транспорта и чиновник от города поспорили о конкуренции и количестве автобусов в Архангельске

Экс-министр транспорта и чиновник от города поспорили о конкуренции и количестве автобусов в Архангельске

02.02.2023 21:40
Дискуссию, посвященную началу транспортной реформы в Архангельске, организовал в прямом эфире телеканал «Регион 29».

Гостями студии стали Александр Майоров, директор департамента транспорта администрации Архангельска, и Эрнест Белокоровин, член Общественной палаты региона и в прошлом — министр транспорта Поморья. Последний был более эмоционален и в ходе дискуссии обозначил два момент, с которыми он не согласен при нынешней реализации транспортной реформы в Архангельске.

Первый момент — это количество автобусов. В частности, Эрнест Белокоровин напомнил, что раньше на городских маршрутах работало 340 автобусов, а сегодня — чуть более 200.

— Когда я был министром в 2010–2012 годах, у нас было и 500 автобусов, часть из них была нелегалы, — сказал он. — Мы боролись с нелегалами, говорили людям: «Поддержите нас, не садитесь на эти автобусы, они налоги не платят». А люди нам отвечали: «Да нам все равно, на чем ехать, главное быстро доехать». И сейчас мы можем столкнуться с тем, что люди будут долго ждать. Кроме того, мы не знаем, как будут себя вести эти новые автобусы на морозах, будут ли ломаться, поэтому должен быть запас прочности.

В свою очередь Александр Майоров отметил, что количество автобусов, необходимых сегодня городу, определено согласно модели перевозок, сделанной проектным институтом на основе замеров в 2021 году.

— 340 автобусов, про которые вы говорите, это уровень до пандемии, а трафик дня сегодняшнего вполне закрывают 215 автобусов, — сказал он.

Он также отметил, что те 13 маршрутов, на которых сегодня работает московская фирма «Рико», укомплектованы автобусами в полном объеме. И их количество сопоставимо подвижному составу, который работал на маршрутах до этого.

— Сегодня 12 маршрутов у нас еще обслуживают старые перевозчики. Мы ожидаем, что с 1 марта они перестанут вести свою деятельность. За февраль нам допоставят недостающие 80 автобусов, и компания «Рико» будет полностью все маршруты обслуживать, — сказал Александр Майоров.

Кстати, по его словам проблемы с графиком движения автобусов, которые возникли в первые дни запуска реформы, связаны в первую очередь с тем, что автобусы не вовремя выходили на линию. Но эти «шероховатости» администрация города вместе с перевозчиком планирует отрегулировать в течение месяца.

Второй момент, в котором разошлись мнения спикеров, — это конкуренция на рынке автобусных перевозок.

По мнению Эрнеста Белокоровина, с владельцами ПАЗиков, которых, по сути, вытеснили с рынка, поступило некорректно.

— Так кидать людей, предпринимателей нельзя, это не государственная позиция, — сказал он.

В частности, экс-министр транспорта отметил, что монополия убивают честную конкуренцию и может выйти боком.

— Я считаю, что это не правильно. Люди 20 лет работали на ПАЗиках, вложили свои деньги, у них есть ремонтные базы. Они проиграли конкурсы, их взяли и убрали куда-то. Но у них люди, социальные обязательства перед этими людьми, у них вложенные деньги. Если мы так будем относиться к местным инвесторам, то к нам никто больше не придет. Давайте представим себе, что фирма «Рико» будет себя неправильно вести. Например, через год скажет — поднимайте в 2 раза тариф. А у нас альтернативы нет, мы других не заведем, если сейчас потеряем этих малых перевозчиков. Поэтому я бы просил и Александра Константиновича, и главу города, найти все-таки возможность, чтобы этих людей где-то трудоустроить, дать может какие-то пригородные или дачные маршруты. Потому что конкуренция должна быть.

Эрнест Белокоровин также подчеркнул, что считает необходимым иметь и муниципальный транспорт.

— Сейчас у нас монополист, а муниципальный транспорт он бы уравновешивал. Это здоровая конкуренция, — сказал он.

По мнению Александра Майорова, правила игры на рынке уже определены.

— На сегодняшний день у нас определен перевозчик, поэтому не вижу каких-то предпосылок, для того, чтобы можно было это реализовать (муниципальный транспорт — прим.ред), – сказал он.

Отметим, что сошлись спикеры во мнении о необходимости транспортной реформы как таковой. И главный посыл в том, что уходит постепенно клише — «Архангельск — город ПАЗиков».

— Я бы хотел всех поздравить, что мы дожили до транспортной реформы. На моей памяти такого великого ничего в Архангельске не делали, — сказал Белокоровин.

Правда, потом, заметил:

— Давайте сделаем лучше, тогда все будут аплодировать власти и говорить, вот какие великие менеджеры к нам пришли.

Напомним, 1 февраля в Архангельске начала действовать автобусная реформа — на дороги вышли новые низкопольные автобусы компании «Рико». В честь этого проезд в них был бесплатным. 

Отметим, что «Рико» должна была вывести на улицы Архангельска 215 новых автобусов в оформлении бренда Архангельской области, работающих на газе ещё 1 января 2023 года. Московский перевозчик стал единственным участником и, как следствие, победителем конкурсов на обслуживание большинства автобусных маршрутов.

Однако в сентябре 2022 года результаты конкурсов были аннулированы по предписанию УФАС по Архангельской области. Ведомство обнаружило в конкурсной документации риски из-за отсутствия на момент проведения конкурса в Архангельске действующих газовых заправок. Как тогда заявлял Игорь Арсентьев, на тот момент заместитель главы Архангельска по инфраструктурному развитию, газовые заправки в Архангельске планировалось ввести в эксплуатацию в октябре 2022 года. Но по факту одна заправка начала работать только в январе 2023 года. 

1 декабря глава Архангельска Дмитрий Морев заявил, что новые автобусы прибудут в столицу Поморья в ближайшие две недели. Позже стало известно, что новые пассажирские автобусы выйдут на улицы Архангельска 1 февраля 2023 года. Однако цена проезда в общественном транспорте Архангельска выросла на 2 рубля уже с 26 декабря.

30 января 2023 года в администрации Архангельска обсудили реализацию транспортной реформы. Оказалось, что на данный момент новый перевозчик доставил в город только 130 автобусов из 215, заявленных по проекту. Глава Архангельска Дмитрий Морев заявил, что в течение февраля все автобусы будут в городе. К слову, с 1 февраля в Архангельске изменились схемы движения четырёх автобусных маршрутов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.