С недавних пор федеральная программа поддерживает и гастроли частных театров. Так, в прошлом сезоне «архдрама» принимала театры «Особняк» и «Эскизы в пространстве». В этом сезоне единственным «негосом», который под эгидой проекта приехал в Архангельск, стал театр «Трикстер».
Театр, который в 2010 году создали Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова, не случайно носит имя архетипического персонажа — плута, изменчивого духа, привносящего во всё элемент хаоса, нарушающего правила. «Трикстер» тоже не любит играть по правилам, рассказала на пресс-конференции перед началом гастролей в Архангельске Мария Литвинова.
— У нас все спектакли разные, и они ломают традиции, закономерности, — пояснила она. — Как и трикстер, который нарушает социальные нормы, меняет «хорошо» и «плохо». Он вроде и отрицательный персонаж, но его все любят.
В Архангельске «Трикстер» сыграет три спектакля, все — примеры синтетического театра, где соединяются элементы оперы, театра кукол, хореографии, циркового искусства и различные шоу-эффекты. Все три спектакля, которые привёз «Трикстер» — уличные, но адаптированные под сцену.
«Робер Лепаж и мы!»
Откроет гастроли космоопера «Дидона и Эней». Барочную оперу Генри Пёрселла о любви царицы Карфагена к троянцу Энею режиссёр Вячеслав Игнатов перенёс в космос.
— Эней — это такой заблудший космический странник, который прилетел к Дидоне на её планету, — рассказала Мария Литвинова. — Вместе с художницами Ольгой и Еленой Бекрицкими мы придумали параллельную космическую вселенную, в которой всё это происходит. Наши герои — куклы. Мы их на 3D-принтере напечатали. Мы делаем большой упор на театр кукол, на театр формы. Мы с Вячеславом закончили факультет театра кукол в петербургской театральной академии (ныне — РГИСИ — ред.) и считаем, что кукольная линия недораскрыта в российском театре. Хотя возможности там безграничные. Мы много работаем с куклами именно в оперном театре. Это незанятая ниша: по-моему, в ней только Робер Лепаж и мы!
Партию Энея исполняет солист Пермского театра оперы и балета Эдуард Морозов. К экспериментам ему не привыкать. Пермская опера и до «Кармен» Константина Богомолова была в авангарде современного театра. Первая кукольная опера (да ещё и квест к тому же!) — «Путешествие в страну джамблей» — появилась там в 2014 году как раз благодаря «Трикстеру».
— Солисты были в шоке! — добавил Эдуард Морозов. — Все говорили: «Давайте мы споём, а куклами пусть кто-нибудь другой поработает…».
— Но Теодор Курентзис, который тогда ещё был художественным руководителем, утвердил эту концепцию, — пояснила Мария Литвинова. — Ведь в этом весь кайф, в этом весь трюк, когда солист одновременно поёт и работает с куклой.
Тогда-то Эдуард Морозов и познакомился с «Трикстером». И когда его пригласили солистом в «Дидону и Энея», согласился, не раздумывая, готовый на всё.
Дабстеп на стихи Пушкина
Второй спектакль — «Руслан и Людмила». С ним тоже не всё так просто.
— Нам очень хотелось разрушить стереотип восприятия этого произведения, показать, что Пушкин — это современно, — рассказала Мария Литвинова. — И мы поставили спектакль в стилистике компьютерной игры. Это такая жанровая смесь. Там и современная музыка — композитор Максим Сергеев написал для нас практически дабстеп на стихи Пушкина, — и цирковые номера, и сценический бой. В спектакле работают профессиональные каскадёры.
А ещё в спектакле — какие-то грандиозные костюмы. По словам Марии Литвиновой, каждый стоит по 80 тысяч рублей.
«Вселенная, наблюдающая саму себя»
Ну, и закроет гастроли научный спектакль по мотивам теории Большого взрыва «Как создать Вселенную». В науке «Трикстер» нашёл для себя неисчерпаемый источник вдохновения.
— Театр — довольно сложная, неповоротливая штука, и сделать в нём какие-то открытия довольно сложно, — отметила Мария Литвинова. — А наука делает феноменальные открытия ежедневно! Иногда слушаешь каких-нибудь математиков — ничего не понятно, но так интересно! Просто амброзия для ушей. Начать мы решили с простого. Теорию Большого взрыва, в принципе, плюс-минус знает каждый. Я вчера была в павильоне «Космос» на ВДНХ, там работает небольшая экспозиция по теории Большого взрыва. И лектор сказал такую фразу: «Мы ничто иное, как Вселенная, наблюдающая саму себя». В общем-то, об этом наш спектакль.
В спектакле заняты танцоры, артисты цирка и два актёра — близнецы Павел и Данила Рассомахины, известные по спектаклю Андрея Могучего «Сказка про последнего ангела» в Театре Наций.