Общество
Музыкальный перформанс о шхуне «Запад» и гитарный коктейль из The Beatles и «Мурки»: в Архангельске проходят Дни джаза
1/10

Музыкальный перформанс о шхуне «Запад» и гитарный коктейль из The Beatles и «Мурки»: в Архангельске проходят Дни джаза

Мария АТРОЩЕНКО
Дни джаза добавили толику импровизации в Недели музыки.

Традиционные Дни джаза, которые в этом году стали органичной частью фестиваля Arkhangelsk Music Weeks открылись в Кирхе 22 октября, а продолжатся сегодня и завтра в АГКЦ. 

Вчера гостей Камерного зала Поморской филармонии поприветствовали продолжатель дела Владимира Резицкого, руководитель продюсерского центра «Архангельск-Джаз» Тим Дорофеев и журналист Кирилл Мошков, который подменил до этого бессменную ведущую фестиваля Елену Сергиевскую, не рискнувшую садиться в самолёт в разгар второй волны сами-знаете-чего.

Тим Дорофеев.Тим Дорофеев.

Почётным гостем фестиваля стал легендарный музыкант, пианист, который играл с Резицким в ансамбле в кафе «Золотица» и потом в группе «Архангельск», организатор фестивалей «Дни джаза» и «Апрельские джазовые тезисы» Владимир Туров.

Концерт-открытие в трёх отделениях сыграли джазмены из Москвы, Крыма и Санкт-Петербурга.

Михаил Соколов.Михаил Соколов.

В первом отделении Николай Массальский (вокал), Роман Столяр (не только рояль, но и деревянные духовые, и даже просто трубки) и Михаил Соколов (барабаны) представили всероссийскую премьеру — проект «Экология звука».

— Звук — это то, из чего мы состоим, звук это вибрация. Она обладает одним из мощнейших воздействий на человека. Насколько она экологична — в смысле, чиста, — настолько мы себя будем чувствовать здоровыми или не здоровыми, — расшифровал название проекта Николай Массальский. — Музыкант должен очень трепетно и сознательно относиться к своему делу, потому что звук формирует настроение, формирует событие. Мы стараемся звуком лечить.

Николай Массальский.Николай Массальский.

Трио представило на сцене настоящий вокально-инструментальный перформанс, посвящённый шхуне «Запад». Которая встала на воду в 1949-м, ходила-ходила на Запад, а потом взяла да и сгорела. Удивительно, что музыканты вдохновились именно образом шхуны, историю которой они услышали от архангельских знакомых за полчаса до концерта. 

— Меня поразила эта история, — рассказал Николай Массальский. — Мы решили: начнём с этого образа, и посмотрим, что получится. Там ничего не было отрепетировано. Мы просто впитали какую-то вибрацию этого места. Я этот номер в первый раз слушал, как и вы!

Роман Столяр.Роман Столяр.

Кстати, эта начавшая за здравие и кончившая за упокой шхуна запросто могла бы стать ещё одной героиней спектакля-инсталляции «Север» о мифах, несбывшихся утопиях и расстраченном потенциале.

И вот ещё одно доказательно, что в Архангельске людей искусства питают какие-то общие идеи. В странной, завораживающей манере даже не пения, а звукоизвлечения Николая Массальского было что-то от мотивов пения коренных народов Севера. Интересно, что отображение их быта в искусстве, равно, как и экология, стало также одной из тем Арктического форума искусств, который в этом году архангельские и петербургские кураторы проводят онлайн.

Энвер Измайлов.Энвер Измайлов.

Во втором отделении на сцену вышел только один человек с двумя гитарами. Но казалось, будто под рукой у него лежит еще парочка инструментов, например, балалайка, а где-то за сценой рычит двигателем старый мотоцикл. Гитариста-оркестра Энвера Измайлова архангелогородцы встречали очень тепло: шесть лет назад он уже бывал на фестивале.

Лучась обаянием, он заплёл на сцене хитрое полотно музыкальных аллюзий, в которых мотивы Donʼt Worry Be Happy смешивались с «Муркой» и с «Мишелью» The Beatles, а «Эй, дубинушка» — с We Will Rock You. С гитарой — не своей, а одолжённой Тимом Дорофеевым, — Измайлов творил такие же чудеса, как Николай Массальский — своими голосом.

Перед тем, как покинуть сцену, Энвер Измайлов к всеобщему восторгу вызвал на джем самого Тима Дорофеева. Несправедливо, решил гитарист, что большая часть джем-сейшнов происходит не перед зрителями.

Андрей Кондаков.Андрей Кондаков.

В третьем отделении на сцену поднялось ещё одно известное в Архангельске трио — Андрей Кондаков (рояль), Владимир Волков (контрабас) и Гарик Багдасарьян (барабаны). 

Музыканты играли оригинальную музыку — собственные композиции с альбома Letʼs play. Название пластинки говорящее: вот и в Камерном зале музыканты позволили себе немного побыть детьми.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.