В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/8
Происшествия
Эта шхуна в огне. Репортаж с места событий

Эта шхуна в огне. Репортаж с места событий

31.03.2016 10:19Денис ГОРИН
Прощальный костёр «Запада» и бесславное завершение пути символа эпохи деревянных судов — глазами очевидца.

Солнечное утро последнего мартовского дня в Архангельске. На Красной пристани без суеты и спешки работают пожарные. Ночью здесь загорелся один из самых спорных символов областного центра — многострадальная шхуна «Запад».

К 7:00 судьба шхуны уже была решена. Пожар начался в районе 3:00, к 3:45 был локализован.  Ночью на тушении работало 40 пожарных, к утру я насчитал около 20 человек и 8 машин. Пожарные проливали очаги возгорания, снимали обшивку там, откуда всё ещё валил дым.

Сама шхуна к этому моменту представляла довольно унылое зрелище. Покосившийся забор, скелет строительных лесов, обрывки белой ткани, корма закопчена и обуглена, местами зияют «пробоины» — там вскрывали обшивку, чтобы обеспечить тушение внутренних помещений. Кое-где из-под досок ещё вырываются языки пламени. Но делают это лениво. Пожар сдался. Сквозь прогнившее днище шхуны струями хлещет вода. Такое чувство, что корабль попытался уйти ко дну, как проигравшее бой пиратское судно, но не смог — намертво пришвартован к причалу.

Пилой, монтажкой и топором

На самой корме вовсю кипит работа — пожарные бензопилой вскрывают борт, из-под которого до сих пор идёт дым. Там, где не справляется пила, добавляют монтажкой или пожарным топором. Как только удается пробить отверстие, в него тут же направляют струю воды из брандспойта. В лучах утреннего мартовского солнца смотрится это всё фантасмагорически.

Обхожу шхуну вокруг. Понимаю — корабль агонизирует. Если правый борт пострадал только сверху, в районе рубки, то левый вскрыт наискось от киля до верхней палубы. Такого «прямого попадания» не выдержал бы ни один парусник. Сквозь облупившуюся краску проступают обломанные и подгнившие ребра корабля. Даже неспециалисту понятно, что гнилые доски внешней обшивки держались на честном слове. Внутри, в темноте, видны силуэты людей в пожарной форме, там ещё завершается последний акт ночной трагедии.

— Добавьте давления, надо пролить здесь побольше, видишь, снова задымило, — кричит один из пожарных напарнику. — Вскрывайте пол, там, похоже, снова что-то «зашевелилось».

Пожарные деловито носят в сторону шхуны баллоны с кислородом, разворачивают дополнительный рукав. Среди машин организован полевой штаб — с флажком МЧС и столом для оперативной карты.

Холодное прощание

Закованная в лёд Двина прощается с символом эпохи деревянного судостроения. Та самая Двина, по которой эта шхуна ходила по торговым делам в далеком уже XX веке.

Уходя с печальной пристани, вспоминаю историю судна. Трёхмачтовая парусно-моторная шхуна «Запад» построена в 1949 году в Финляндии. В 1983 году установлена на Красной пристани как памятник северному деревянному судостроению, хотя формально никакого отношения к нему она не имела. В 2000-х шхуна-музей начала приходить в упадок: на судне несколько раз случались пожары, ураган сломал мачты.

Ещё семь лет назад эксперты правительства региона оценили износ судна как стопроцентный. Вопрос восстановления этого памятника поднимался неоднократно. Звучали самые разные версии — полная реконструкция, замена на схожий по внешнему облику макет. Предлагали даже установить вместо неё подводную лодку. Дальше разговоров дело не пошло, более 15 лет шхуна гнила в самом центре города, являясь живым воплощением бессилия и разрухи.

Определенные подвижки в судьбе «Запада» начались в 2015 году — общественности сообщили о том, что принято решение о реставрации памятника. Вокруг шхуны смонтировали забор и строительные леса. Специалисты ждали тёплой весенней погоды для проведения детальной оценки состояния внутренних переборок. Но, похоже не дождались.

Во всей это длиной и мучительной истории и есть один плюс — похоже, теперь в судьбе шхуны наконец-то поставлена точка. Пожар сэкономил бюджету средства на реставрацию. Весь вопрос — смогут ли власти установить что-то достойное взамен?

Сегодня же шхуна больше всего напоминает корабль-призрак. Декорацию к фильму про пиратов Белого моря. Капитан Джек Воробей покачал бы головой, отвернулся и ушёл. Корабль, даже самый старый и больной, не заслуживает такого финала. Жаль, что и шхуне с гордым именем «Запад» в свое время не дали уйти достойно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.