«Потерянные в горизонте» — это синтетический проект создательницы Samovarteateret, режиссёра и драматурга Бенте Андерсен. Его премьера состоялась летом 2018 года на сцене Национального театра Карелии в Петрозаводске. Спектакль стал совместным проектом двух театров и итогом международной творческой лаборатории.
В основе постановки — осмысление темы границ и того, как они влияют на нашу повседневную жизнь. Это истории о силе и бессилии, любви и тоске, мечтах и реальности, где главной ценностью остается человеческое достоинство.
И сам театр Samovar, созданный Бенте Андерсен в Киркенесе в 1990 году, в своих постановках использует события и истории приграничья, делая их видимыми, где точкой пересечения становится текст, движение и музыка.
Договорённость о привозе норвежского спектакля возникла год назад, когда директор «архдрамы» Сергей Самодов и Бенте Андерсен встретились на Втором Северном культурном форуме в Сыктывкаре.
— Я считаю, что театрам стран Баренц-региона нужно плотнее сотрудничать, — отметил Сергей Самодов. — Это могут быть как обменные гастроли, так и копродукции. Сейчас культурные связи между Архангельском и Норвегией в основном касаются музыкальных, художественных и образовательных проектов. Хочется надеяться, что и в театральном направлении мы сдвинемся с мёртвой точки и совместные проекты с соседями из Скандинавии станут доброй традицией, а не разовой акцией. На мой взгляд, для Норвегии неслучайно обращение в спектакле к теме границ и миграции. Всё-таки норвежцы являются наследниками Фритьофа Нансена, известного не только исследованием Арктики, но и проявившего себя грамотным дипломатом в Лиге наций после Первой Мировой войны. Именно тогда появился «нансеновский» паспорт для беженцев, а его вклад в урегулирование вопросов между Турцией и Грецией, Турцией и Арменией, конечно, помощь одновременно в борьбе с голодом новому государству Советскому Союзу и русским беженцам, осевшим после Гражданской войны в Европе, трудно переоценить. При этом, на мой взгляд современные геополитические горячие точки во многом стали следствием именно разделения стран после Первой Мировой. Тема миграции до сих пор остаётся одной из самых острых.
Кстати о миграции. В театре Samovar состоит бывший архангелогородец — танцор и хореограф Николай Щетнёв, который, кстати, создал пластическое решение спектакля-перформанса «Живые течения», который периодически показывают в Архангельске.
Напомним, что «архдрама» вела переговоры с ещё одним русско-норвежским проектом — театром RuNo театром из Тромсё.